MyMetal.ru

весь металлургический рынок России


Время стальных гипермаркетов


Один из интереснейших векторов развития отечественных металлоторговцев - переход на принципы работы гипермаркета
А один из характерных примеров недальновидного подхода к организации работы складов – отсутствие оперативного учета на открытых или смешанных складах, которых в российской металлоторговле большинство. Уровень сервиса как у хорошего ритейлера, так и у металлоторговца складывается из ряда показателей
Часто металлоторговцы используют модель распределенной сети, когда центры продажи расположены в городах, а базы – за их пределами. Например, для склада с оборотом 16 тонн в месяц разрыв связи между центрами продажи и базой на 5 часов может привести к «потере» для продавца до 250 тонн продукции. А дальше возможна «торговля воздухом». Наличие товаров на складе также обеспечивается далеко не всегда: многие просто не учитывают неудобство генерации заявок и ее соответствие объемам заказов закупщиков. Не говоря уже о предоставлении данных о движении вагонов в пути – зачастую это приводит к тому, что клиент сам сообщает о приходе вагонов продавцу. Хотя наличие актуальной информации такого рода позволило бы клиенту вести торговлю в пути, располагая ресурсами уже во время их транспортировки, что сократило бы издержки на хранение и дало бы возможность запланировать приезд заказчиков на склад.

Еще один пример не самой рациональной организации работы складов – потери заказов из-за отсутствия полного ассортимента на складе. Допустим, при 3 отказах в день (и среднем тоннаже транспорта в 16 тонн) за месяц клиентам не будет поставлено более 1000 тонн продукции. Чтобы решить эту проблему, можно прибегнуть к перекупке товара у конкурентов, пусть даже с выходом на себестоимость: главное – удержать клиентов.

Один из характерных примеров недостаточно дальновидного подхода к организации работы складов – отсутствие оперативного учета на открытых или смешанных складах, которых в российской металлоторговле большинство. В качестве «решения» проблемы поиска продукции на складе зимой перед выпадением снега проводится фотосъемка склада. Пред- ставьте себе, что при поступлении заказа местоположение конкретной трубы определяется по таким фотографиям: ошибки здесь не редкость, поиск может длиться часами, а в это время машина клиента, возможно, арендованная, ожидает погрузки. Вполне вероятно, что этот клиент к вам больше не приедет. А вот если бы у компании на складе стояла специализированная информационная система, определить расположение продукции на складе было бы достаточно просто: пролет, карман и пакет пронумерованы, кладовщику достаточно посмотреть на дисплей КПК, чтобы определить, где требуется забрать заказ.

От ритейлеров – металлотрейдерам

Организация бизнес-процессов и практика использования информационных систем в других отраслях – это то, что следует перенять российским металлоторговцам сейчас. Например, это касается модели организации торговой сети. У металлотрейдеров может быть несколько баз при отсутствии распределительных центров, при этом на складе приходится оставлять существенный запас не только ходовой продукции, но и продукции с низкой оборачиваемостью, чтобы сгладить специфику производства отечественных металлургов. Учитывая, что конечный покупатель высоко ценит предоставление комплекса дополнительных услуг, такая организация бизнеса требует значительных затрат на оборудование и персонал, тогда как РЦ обеспечивает существенную экономию. По такой схеме уже давно работают ритейлеры. То же можно сказать и об автоматизации складов: в отечественном ритейле наблюдается повышенный спрос на современные WMS-системы (Warehouse Management System – система управления складом). Металлотрейдеры же пока только на пути к пониманию этого.
В заключение я хотел бы привести такой факт. Проведенный опрос 34 металлотрейдеров показал, что на 40% опрошенных предприятий в информационных системах работает от 60 до 100 человек. Это свидетельствует о достаточно низком уровне проникновения автоматизации в металлоторговлю. При штате в 900 человек 100 пользователей в системе – показатель бумажного учета, при котором данные из бумажной документации вносятся в систему операторами. В это время развитый российский ритейл эффективно использует западные системы управления на базе Microsoft Dynamics, Oracle, Manhattan WMS и т.д. Очевидно – возможности для роста у металлотрейдеров есть.