24 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Металлорынок ЕС: «янки» в городе



Рост металлургического рынка Центрально-Восточной Европы продолжает вызывать серьезный интерес со стороны мировых производителей и инвесторов. Однако, поскольку продвижение зарубежной продукции в ЕС ограничено, инвесторы считают перспективным приобретение европейских предприятий. Как видно из динамики приобретений, наиболее расторопными на данный момент оказались инвесторы США, которые не только успешно осваивают европейский рынок производства и сбыта, но и эффективно решают возникающие отраслевые проблемы. Страны ЦВЕ на сегодняшний день демонстрируют уверенные показатели роста металлургического сектора, что не может не привлечь внимание зарубежных инвесторов. Только за первые пять месяцев 2005 г. выпуск нерафинированной стали, по данным IISI, увеличили Словакия – на 8,7%, Словения – на 15,3%, Сербия – на 3,8% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Расширение ЕС предполагает увеличение потребления стали на душу населения в каждой из десяти новых участниц ЕС. И резерв для этого есть: сейчас, например, в Польше, самой густонаселенной из “новичков” ЕС, ежегодное потребление составляет около 200 кг на человека, что можно квалифицировать как половину среднего объема потребления стран “старой Европы” – 400 кг в эквиваленте нерафинированной стали. Показатель в странах Балтии еще ниже – 100 кг на душу населения. Вместе с тем, рост потребления стали обусловлен, прежде всего, развитием транспортной инфраструктуры, включая строительство новых мостов, железных дорог; заменой устаревшей системы водо- и энергоснабжения; увеличением покупок крупной бытовой техники, а также наращиванием темпов строительства. Однако, несмотря на свою перспективность, привлекательный европейский рынок остается по-прежнему во многом недоступным для иностранных производителей, т.к. в ЕС продолжают действовать меры по защите интересов собственных сталепроизводителей, ограничивающие доступ иностранных компаний на стальной рынок региона. Это также является еще одной причиной, по которой иностранные инвесторы стремятся закрепиться в Европе и иметь свободный доступ к европейским потребителям. Ряд сталепроизводителей из США уже застолбили себе “кусок” европейского рынка. Самыми дальновидными оказались компании US Steel Corp и Commercial Metals Co (CMC). USSC несколько лет назад приобрела словацкую компанию VSZ AS, затем меткомбинат Sartid в Сербии. Commercial Metals Co (CMC), базирующаяся в Далласе, сотрудничала с польским производителем длинномерного проката Huta Zawierce SA еще до падения Железного занавеса. В 2003 г. американцы смогли приобрести контрольный пакет акций этого предприятия. В настоящий момент в свете растущей привлекательности европейского рынка CMC планирует увеличить свою долю в Huta Zawierce и изучает возможность расширить свое присутствие в регионе. Чарльз Бредфорд, президент исследовательской фирмы Bradford Research из Нью-Йорка, называет две основные причины, побуждающие американцев к приобретению металлургических активов в ЦВЕ. Во-первых, наличие собственных мощностей дает прямой выход на потребителей в Западной Европе, минуя любые антидемпинговые меры. Во-вторых, расходы на производство в данном регионе невысоки и сама по себе стоимость метпредприятий гораздо ниже, чем стоимость аналогичных мощностей в США. В 2002-2004 гг. активизировался процесс консолидации: более крупные и финансово-здоровые компании покупали сталепроизводителей, находящихся в состоянии банкротства. US Steel и CMC в этот период занимались зарубежными приобретениями, и, похоже, что их примеру в ближайшее время последуют другие американские меткомпании. Мишель Эплбаум, аналитик отрасли и управляющий директор Michelle Applebaum Research из Чикаго, считает, что компании с большим опытом производства стальной продукции с высокой добавленной стоимостью, в т. ч. и US Steel, имеют хорошие шансы закрепиться на европейском рынке. Эплбаум называет рынок Центральной Европы многообещающим, утверждая, что по мере роста национальных экономик, потребление стали будет расти из года в год. US Steel инвестирует средства на модернизацию и увеличение производства на своих европейских мощностях. За последний месяц US Steel ввела в строй новую линию горячего оцинковывания стали мощностью 350 тыс. т в год на своем словацком комбинате. Готовая продукция – высококачественный тонкий лист с покрытием - предназначена для европейских автомобилестроителей. В Словакии успешно работают известные автомобильные компании - PSA Peugeot Citroen и Volkswagen, которые и будут закупать нужный им металл на внутреннем рынке. Кроме того, в июне же в Сербии на интегрированном металлургическом комбинате U.S. Steel Serbia возобновили работу второй доменной печи, что позволит удвоить выпуск продукции до 2,2 млн. т стали в год. Американцы уверены в перспективности рынка и не скрывают своих намерений бороться за украинскую “Криворожсталь”, турецкого сталепроизводителя Eregli Demir Çelik Fabrikalari TAS. Но это одна сторона медали. На рынке ЦВЕ существуют проблемы, которые могут отпугивать потенциальных инвесторов. Практически все страны региона были социалистическими и здесь сложились свои особые методы хозяйствования. Во время подготовки к вступлению в ЕС страны-кандидаты привели свои законодательства в соответствие с требованиями Брюсселя, но новые юридические нормы еще не в полной мере применяются на практике, что затрудняет создание свободного рынка в полном понимании этого термина. В последние месяцы перед вступлением Словакии в ЕС US Steel столкнулась с проблемной ситуацией, связанной с необходимостью уменьшения выбросов в атмосферу. Для страны была сокращена квота на выбросы. Руководство US Steel заявило, что такое решение наносит ущерб нормальному функционированию комбината в Кошице и противоречит ранее подписанным договоренностям с правительством Словакии. В связи с этим US Steel подала судебный иск против Словакии и запросила возмещения дополнительных затрат из-за изменения законодательства. Еще одним серьезным препятствием для успешной работы на рынке постсоциалистических Бредфорд называет непрозрачность рынка и отсутствие оперативной информации. По его словам, очень трудно узнать, что происходит в конкретный момент времени в конкретной компании. В США информация более доступна и оперативна, практически все можно узнать из прессы, в пресс-службах и на сайтах компаний. Если происходит какая-то поломка, авария, нештатная ситуация, то это событие широко освещается всеми СМИ. Нет секрета и в финансовых вопросах. На Интернет-сайтах предприятий регулярно появляются квартальные и годовые отчеты. Бредфорд приводит пример с предприятием компании Mittal Steel в Казахстане, когда о взрыве на прокатном стане комбината мировая общественность узнала далеко не сразу, а авария повлекла за собой уменьшение производства, что повлияло на весь рынок. Единственным же индикатором сложившегося в отрасли региона положения являются регулярные статистические отчеты Международного института чугуна и стали. Но это сухие цифры, которые не позволяют представить общую ситуацию в отрасли, прогнозировать дальнейшее развитие рыночной обстановки. Смена правительств, отмена заключенных договоренностей и важных законов также заставляет западных инвесторов нервничать и опасаться вкладывать значительные средства в развитие метпредприятий региона. Но все же плюсы выхода на европейский рынок перевешивают вышеназванные недостатки, которые должны быть минимизированы по мере увеличения стажа членства в ЕС. Укрепление металлургии США за последние несколько лет привело к существенному повышению стоимости сталелитейных активов, зачастую цены оказываются завышенными. Поэтому ведущие компании страны ищут альтернативу на рынке ЦВЕ.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal