28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Стальная истерия: Экономика или Политика?



Похоже, сталь - новостной повод на все времена. Джордж Буш вводит пошлины на европейский импорт. Тони Блэр помогает индийскому стальному магнату Лакшми Митталу получить контроль над металлургическим комбинатом в Румынии. И все больше автомобилей, оставленных у обочины. В 1985 г. экономист Дэвид Хендерсон ввел понятие "любительская экономика" ( "do-it-yourself economics") : это то, что знают об экономике люди, ничего об экономике не знающие. Сэмюэл Бриттен называл эту мешанину обрывочных сведений "экономикой бизнесменов". Экономисты-любители уверены, что в экономике есть четкая иерархия приоритетов. Скажем, сельское хозяйство или энергетика - особенно значимы. Финансы, транспорт, коммунальные услуги - тоже "тяжеловесы". Промышленное производство приоритетнее, чем услуги. А самая приоритетная промышленная продукция - конечно, сталь. Во всем этом есть какой-то скрытый сексизм. Ажиотаж по поводу стали уходит корнями в эпоху британской индустриальной революции, когда она действительно играла важную роль. Никто не придает такого значения текстилю - на текстильных фабриках трудятся в основном женщины. Зато плакатный образ сталевара - жар, пот и тяжкий физический труд. И не случайно, что, когда экономисты-любители приводят пример профессии, достойной презрения, они вспоминают что-то типа парикмахерского дела или изготовления гамбургеров. Кто спорит, экономику не построишь на одних парикмахерских и закусочных, но точно так же ее не построишь на одной стали. Современная экономика сложна, в ней каждый элемент зависит от остальных. Какой сектор важнее - вопрос некорректный. Это все равно что спрашивать, какое звено в цепи главное. Докапываться до глубин, где зарыты корни любительской экономики, - дело скорее психологов и антропологов, чем экономистов. Но ее экономические последствия очевидны. Вот одно из них: как только политик получает возможность поддержать какую-нибудь индустриальную структуру, это непременно оказывается сталь. Самый вопиющий пример - "Большой скачок" Мао Цзэдуна. В романе "Дикие лебеди" писатель Юн Чан описывает "крестьян, истощенных многочасовыми поисками топлива, железного лома и железной руды, чтобы только не гас огонь в печах". Каждая семья была обязана переплавить свои горшки и кастрюли на металлолом для нужд индустриализации. Но фарс превратился в трагедию. "Когда пришло время собирать урожай 1958 г. , мало кто вышел в поле". Все закончилось голодом 1959 - 1961 гг. , когда погибло 30 млн человек. Хотя Мао лишь довел до абсурда идею, разделяемую и другими: бедные страны считают производство стали условием своего развития. СССР тоже поставил в основу своего экономического развития рост металлургии. На закате эпохи Горбачева продукция советских сталелитейщиков превосходила потребление стали в США. Непонятно, на что шла вся эта сталь. Крупным потребителем был ВПК. Сельскохозяйственное оборудование русские тоже делали из солидных материалов; у них не было легких грузовиков International Harvester или Caterpillar. Часть стали просто ржавела на складах: ее выплавлялось слишком много. Теперь сталь уходит совсем в другом направлении. В 1990-х гг. Россия и Украина стали крупными стальными экспортерами. Конечно, эти заводы неэффективны, их производительность падает с изнашиванием оборудования и падением местного спроса. Но инвестиции и управленческие способности людей типа Миттала делают свое дело: эти страны останутся крупными производителями. Одновременно свои производства увеличивают развивающиеся страны, Китай и Индия (Китай сегодня - крупнейший производитель стали в мире). Тяжело быть коммерчески успешным сталелитейным предприятием в мире, где каждый считает своим моральным долгом произвести как можно больше стали. Такова суровая реальность, в которой существуют американские и западноевропейские компании. Рост объема поставок и падение спроса заставили американских производителей просить о защите. Но демпинг поставщиков стали в США - тоже не более чем очередной миф, плод воображения экономистов-любителей. Стальной фетишизм в сочетании с идеей международного заговора - вполне подходящие ингредиенты политической кухни Буша и поддерживающих его бизнесменов. Теми же мифами спекулируют и политики-интеллектуалы с их теориями индустриализации. Насколько стальным пошлинам Буша удастся повлиять на снижение безработицы в американской стальной индустрии - ровно настолько они усилят существующий в экономике дисбаланс. И ровно до тех пор, пока политики будут любить сталь, она будет оставаться политической проблемой. Так что же с машинами, оставленными у обочины? Падение цен на сталь выбивает почву из-под металлургии, основанной на переработке лома. Если материалы, из которых изготавливается автомобиль, уже не ценятся, вторичная переработка теряет коммерческий смысл. Закон непреднамеренных последствий справедлив и для реальной, и для любительской экономики.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal