28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Российские трубники спешат составить конкуренцию иностранцам



Несмотря на активное развитие в России производства труб большого диаметра, иностранные компании, десятилетиями доминировавшие на отечественном рынке ТБД, вряд ли легко уступят свои позиции На прошлой неделе президент России Владимир Путин выразил озабоченность проблемой производства труб большого диаметра. На встрече с владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым глава государства дал трубникам наказ обеспечить качество этой продукции, превосходящее зарубежные аналоги. Между тем похвастаться наличием контрактов на поставку ТБД для Северо-Европейского газопровода (СЕГ) может пока только Выксунский металлургический завод (ВМЗ), обеспечивающий поставки труб для его сухопутной части. К концу 2006 г. ВМЗ планирует освоить производство ТБД для подводной части СЕГ. Впрочем, в 2007 г. составить ему конкуренцию планирует и «Северсталь». По оценкам специалистов, отечественным заводам вполне под силу в скором времени полностью обеспечить потребности «Газпрома» в трубах в соответствии с заявленными им жесткими критериями качества. Однако эксперты отмечают, что иностранные компании, уже не первое десятилетие выпускающие высокотехнологичные ТБД, вряд ли без боя сдадут свои позиции. ТБД (диаметр 1220-1420 мм) в России с одним швом производит только Выксунский металлургический завод (ВМЗ, входит в состав Объединенной металлургической компании, ОМК). Волжский трубный завод (принадлежит Трубной металлургической компании) выпускает спиралешовную трубу, а Челябинский трубопрокатный завод (входит в группу ЧТПЗ) – с двумя швами и только трубу диаметром 1220. Готовится к запуску производства летом этого года Ижорский трубный завод (ИТЗ, принадлежит «Северстали»). По данным ЗАО «Северсталь-групп», в период с 2006 по 2010 гг. российский спрос на ТБД повысится с 1,5 до 3,2 млн т, при этом наиболее динамичным будет рост спроса в газовой отрасли. Причиной столь бурного роста станут в основном три ключевых проекта трубопроводов: СЕГ, обустройство Штокмановского месторождения и проект нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Впрочем, требования «Газпрома» к прокладке СЕГ формируются на основе стандарта норвежской инжиниринговой компании Det Norske Veritas (DNV), согласно которому на подводном участке газопровода будут использоваться прямошовные одношовные трубы диаметром от 1067 мм, толщиной стен до 43 мм, внутренним давлением 190-250 атмосфер. Общий объем потребления труб свыше 2 млн т, и пока технологические возможности для производства таких труб есть только у ВМЗ. Президент России Владимир Путин, встретившись Алексеем Мордашовым, наказал тому освоить производство ТБД с качеством, превосходящим немецкие и японские аналоги. В частности, выполнение этой задачи должно обеспечить российским трубникам возможность участвовать в тендере на поставку ТБД для подводных газопроводов. Алексей Мордашов сообщил президенту о планах «Северстали» по запуску в ближайшее время производства ТБД на ИТЗ, которые могли бы поставляться для строительства подводного участка СЕГ. Однако Алексей Мордашов признался, что сегодня в России только ВМЗ способен выпускать ТБД для магистральных газопроводов. В апреле 2005 г. на ВМЗ была запущена линия ТЭСА-1420 мощностью 570 тыс. т в год по производству одношовных труб диаметром до 1420 мм и давлением свыше 100 атмосфер, которые сегодня используются для строительства сухопутного участка СЕГ. Аналогичная линия мощностью 450 тыс. т (построенная на германском оборудовании компании SMS Meer, обустроившей ВМЗ) будет летом этого года запущена и на ИТЗ. По мнению участников рынка, то, что ОМК стала единственным поставщиком труб для строительства сухопутного участка СЕГ, – уже огромная победа российской металлургии. Ведь почти 40 лет магистральные газопроводы с давлением от 100 атмосфер в СССР, а затем и в России, строили из немецких и японских труб. Однако специалисты отмечают, что запуск в России подобного производства не означает, что подводный участок СЕГ тоже станет полностью российским. Технические требования «Газпрома» по стандарту DNV сегодня могут выполнить только семь металлургических компаний мира: немецкая Europipe, японские Nippon Steel, JFE, Sumitomo, итальянская Ilva, британский Corus и российская ОМК. Как сообщила недавно ОМК, она имеет возможность до конца этого года освоить выпуск труб по стандарту DNV для подводных магистралей. Для этого в конце апреля 2006 г. компания заключила договор о сотрудничестве с норвежской Hydro – лидером по добыче нефти и газа в шельфовых зонах, а также в прокладке и эксплуатации подводных трубопроводов. Мы приветствуем приход ОМК на рынок подводных трубопроводных систем, заявил тогда глава Hydro Russia Питер Нор. По мнению Дмитрия Парфенова из ИК «Проспект», в лице Hydro ОМК также приобретает партнера крупнейшего производителя полимеров, необходимых для нанесения покрытия на подводные трубы. А дополнительный эффект достигается и благодаря тому, что норвежцы смогут помочь ОМК получить все необходимые сертификаты на свою продукцию, отметил он RBC daily. Таким образом, у ОМК есть все шансы вступить в элитарный клуб трубной отрасли. В эту же команду метит и «Северсталь». Мощности ВМЗ (570 тыс. т труб диаметром 1420 мм на новой линии) уже загружены. Помимо СЕГ строится еще и ВСТО, а также десятки сопутствующих им газонефтепроводов. ОМК с запуском дополнительного оборудования сможет выпускать ТБД для подводных трубопроводов с двух линий в объеме 2 млн т. С запуском Ижорского завода добавятся еще 450 тыс. т, а в перспективе мощности этого предприятия возрастут до 900 тыс. т. В целом этого достаточно, чтобы покрыть потребности «Транснефти» и «Газпрома» на ближайшие годы, отметил RBC daily Вячеслав Жабин из «Брокеркредитсервиса». Но следует учитывать, что немецкие партнеры «Газпрома» по строительству СЕГ будут лоббировать своих производителей, акцентируя внимание на жестких технологических требованиях. Эксперты не исключают, что значительный объем поставок труб для подводной части СЕГ придется на иностранцев, прежде всего на немецкую Europipe. Europipe производит трубы для подводных магистралей по стандартам DNV уже не одно десятилетие, а ОМК только осваивает этот стандарт. Между тем ИТЗ надо не только запустить производство, но и выпустить первые пробные партии, провести тестовые испытания, сформировать статистическую базу технических характеристик труб, а затем пройти аттестацию и сертификацию. Так что ИТЗ несколько отстает от ОМК, а строительство СЕГ уже началось. Кроме того, Алексей Мордашов на встрече с президентом отметил, что ижорская труба будет длинней (18 м), чем та, которую сегодня выпускает ВМЗ (12,2 м). Но, по мнению специалистов, для подводных трубопроводов сегодня можно использовать только 12-метровую трубу, поскольку для укладки 18-метровых не существует морских судов-трубоукладчиков. Вторая важная деталь, вызывающая серьезные вопросы специалистов, – потенциальная способность Ижорского завода варить трубу с толщиной стенки свыше 40 мм при диаметре 1420 мм. В то же время, по мнению Вячеслава Жабина, российские компании не зря рапортуют о готовности в скором времени освоить выпуск подводных ТБД. Борьба, по сути, идет не за ближайшие поставки, а за будущее, говорит он. Кто первый возьмет ближайшие контракты «Газпрома», у того и будет карт-бланш. Другим потом будет трудно. Возможно, ОМК окончательно обоснуется в СЕГ к тому моменту, когда ИТЗ будет готов осуществлять поставки этих труб, благодаря тому, что уже выполнил контракт на трубы для сухопутной части СЕГ. Впрочем, ниш на российском рынке еще достаточно. Поставки для ремонта и замены существующих трубопроводов занимают существенную часть рынка, напоминает Вячеслав Жабин. К тому же только в этом году начинается реализация 9 крупных нефтепроводных проектов. А Дмитрий Парфенов считает, что дело даже не в том, кто будет поставлять трубы для СЕГ, а в обладании технологиями. Иностранные компании в любом случае получат часть заказов, считает он. Но обе российские компании крупнейшие, и их труба будет также востребована. К тому же одна труба не может стать основой ассортимента, но ее наличие – весомый аргумент при участии в тендерах. В целом все это создает здоровую конкуренцию на рынке ТБД, что в конечном итоге положительно отразится на качестве российских труб. Отдел компанийДаниил Шабашов, 23.05.2006

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal