25 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Владислав ТЕТЮХИН (ВСМПО-АВИСМА): «Мы учимся, чтобы все делать самим. Это ли не цель?"



Корпорация ВСМПО-АВИСМА — лидер в производстве титана для мировой авиационной промышленности. С этим не поспоришь. Но пока не увидишь своими глазами, как в тишине лабораторий и грохоте и огне цехов рождаются титановые полуфабрикаты — будущие детали "боингов" и "аэрбасов", не поймешь всей уникальности подобного производства. НЕДАВНО, в мае, журналистам предоставили такую возможность. По огромным цехам хозяева провели более 40 человек пишущей и снимающей братии из области, Москвы и зарубежных стран — США, Японии, Германии, Франции, Швейцарии и Великобритании. Позже, на пресс-конференции, один немецкий журналист особо поблагодарил салдинцев за открытость. Везде провели, все показали. Журналисты только успевали записывать, пытаясь вникнуть в производственный процесс. Приобретали новые знания. Например, я навсегда запомнила, что титан легче стали в 1,7 раза, но не уступает ей по прочности; что титановую деталь нельзя отливать, можно только штамповать, потому что при нагревании титан вступает во взаимодействие со всеми материалами; самый большой титановый слиток, который здесь делают, весит 15 тонн; число операций с одной деталью доходит до 200... Еще салдинцы не преминули показать иностранцам свой коронный трюк. Скромным прессом усилием 75 тысяч тонн (в стране такой остался единственный) закрыли... спичечный коробок. Траверса остановилась, не раздавив его. Тем самым продемонстрировали точность регулирования механизмов и профессионализм кузнецов. В цехе механообработки штамповок мы увидели знаменитую девичью бригаду, занятую на станках с числовым программным управлением. Бригада создана полгода назад, в ней 18 представительниц слабого пола умело справляются с умными машинами. На вопрос, почему здесь девушки, не нашлось разве молодых людей, сопровождавший нас специалист ответил: «Генеральный набирает людей не по половому признаку, а по наличию серого вещества". С одной из девушек, Катей Шельпяковой, мы разговорились. Она собирается работать и учиться в колледже, действующем при заводе. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ, НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ Но самый интересный разговор состоялся после экскурсии. Не менее полутора часов журналисты "пытали" генерального директора корпорации ВСМПО АВИСМА Владислава Тетюхина. Особенно старались иностранцы. И интересовало их одно. Но об этом ниже. Предваряя шквал вопросов, генеральный провел своеобразный экскурс в историю развития корпорации: —Наше предприятие унаследовало историю двух отечественных заводов. Отцом является ВСМПО (Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение), 1933 года рождения, созданное для развития российской авиации. Мама у него АВИСМА — магниевый завод в Березниках Пермской области, 1943 года рождения, он обеспечивает нашу авиацию и ракетостроение магнием. Родители начали "встречаться" еще 40 лет назад, в 1998 году "крепко подружились", положив начало корпорации, а в 2005 году официально "узаконили свои отношения". В свое время государство ушло из нашей отрасли. Нужно было вновь вырабатывать стратегию для нового заказчика, потому что в шесть раз снизилось производство титана и алюминия для отечественной промышленности. Мы понимали, что единственная возможность быть конкурентоспособными — в построении мощной вертикали: от шихты, губки до конечного продукта. Между прочим, все сырье для продукта поступает из-за пределов России. То есть сегодня корпорация, не используя сырьевую базу родной страны, делает более глубокий и более совершенный продукт. Мы понимали, что если не пройдем сертификацию у всех главных потребителей, то не сможем восстановить завод. Мы получили 260 сертификатов, больше любой компании в России. Одновременно потребовалось изменить облик изделий, потому что технические требования к изделиям у нас и у них разные. Пришлось реконструировать и модернизировать все производства и строить новые цеха. Постепенно богатели. 10 процентов всего производства сегодня тратим на перевооружение. В 2006 году это будет 650 млн. рублей. Увеличилось количество заказчиков: 48 стран, более 330 мировых фирм, более тысячи компаний в России. Растет объем продаж. Сегодня наш титан присутствует в отечественной авиации в любом летающем аппарате, ракете, космическом объекте. Если говорить о Европе, в каждом "аэрбасе" летает наш металл. До 1998 года американская авиация не признавала Россию как титаноснабжающую державу. Именно в 1998 году подписан первый наш контракт с "Боингом". Сегодня на заводе делаются заготовки для новой модели "Боинга-787". Причем, впервые в истории американского самолетостроения применяется особо прочный сплав, созданный на нашем предприятии... АЛЬЯНС С ГОСУДАРСТВОМ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Наконец, дошло время до вопросов. Главное, что интересовало иностранцев, на самом ли деле государство собирается приобрести долю в компании? Это будет частичный или полный контроль? С приходом в корпорацию государства не ослабит ли предприятие свои позиции на мировом рынке?Владислав Тетюхин, генеральный директор корпорации "ВСМПО-АВИСМА": — До 1992 года предприятие было государственным, потом перешло в аренду и акционировалось. Доля государства тогда была 20 процентов, потом и с ними оно решило расстаться. В последнее время проявился к нам естественный интерес государства. Естественный потому, что, во-первых, мир изменил свое отношение к роли России в мировой экономике (пришло время собирать камни); во-вторых, правительство решило, что если и дальше не обращать внимания на завод, то возникнут определенные проблемы. Потому что титан входит в те зоны экономики, которые обеспечивают жизнеспособность государства. За время жизни "без государства" мы ничего не разрушили, не сгубили ни одной единицы оборудования, наоборот, преумножили. Сейчас идут переговоры, стараемся понять, кто чего хочет, какие критерии, какие задачи, какая стратегия и тактика. Интересуются этим процессом и наши заказчики, проводят беседы с представителями государства и задают те же самые вопросы. В целом Рособоронэкспорт отдает себе отчет, что мы уже по существу международная компания, хотя находимся в России, что у нас очень много обязательств перед зарубежными коллегами, что несем гигантскую ответственность перед всем мировым авиастроением. И он заверил ведущие авиакомпании мира, что все обязательства будут неукоснительно выполняться. Думаю, что при участии государства будет усилена инвестиционная политика в сравнении с тем, что мы можем сделать из своих собственных средств. Одним словом, сегодня мы на стадии умудренного проникновения друг в друга. Я лично за то, чтобы государство присутствовало. Во-первых, это придаст уверенность корпорации, которая сможет рассчитать свою стратегию на 15-20 лет. Во-вторых, мы до сих пор не застрахованы от всяких неожиданностей (например, по поставкам сырья).Тамара Великова: Второй вопрос, который интересовал журналистов, — совместное предприятие корпорации с "Boeing".Владислав Тетюхин, генеральный директор корпорации "ВСМПО-АВИСМА": —Подписан протокол о намерениях. Мы металлургическое предприятие, а хотим стать металлургическо-машиностроительным. A "Boeing" — гуру в машиностроении. Они должны научить нас обрабатывать большие детали самолетов. Будем делать их на 10-15 процентов дешевле, чем на рынке. То есть самолет будет дешевле, и это конкурентное преимущество "Boeing" на рынке самолетостроения. А наш интерес в том, что стружка после обработки деталей пойдет обратно в наше производство. Но самое главное — мы учимся у гуру. И через 20-30 лет научимся делать все наши детали в готовом виде, а не в виде полуфабриката. Ведь деталь стоит гораздо дороже, чем штамповка. Научимся, применим свои знания с другими компаниями. Это ли не цель? В общем, продвижение новой модели "Боинг-787" сегодня фактически зависит от того, как мы здесь справимся с поставками уникальных штамповок, механическая обработка которых и планируется на этом предприятии. Мы уже начали строить "дом" (цех), а они — заказывать станки.Тамара Великова: —Встречи президента страны с представителями крупного российского бизнеса стали регулярными. Если бы вам довелось увидеться, что бы вы сказали президенту?Владислав Тетюхин, генеральный директор корпорации "ВСМПО-АВИСМА": —Спросил бы: почему мы такие богатые по титану и так небогато живет город Верхняя Салда по сравнению с другими городами страны, где ничего не производят, а живут лучше нас?Тамара Великова: —Расскажите о социальной ответственности вашего бизнеса и гарантиях для работников.Владислав Тетюхин, генеральный директор корпорации "ВСМПО-АВИСМА": —Мы понимаем, что если не будет нормальной жизни у людей и их детей, завод не будет развиваться. Поэтому добровольно выполняем в городе функцию государства. Построили кадетскую школу моряков, где собрали 100 беспризорников. Сейчас делаем вторую такую же школу — МЧС. Оборудуем лыжные трассы, строим бассейны. Два миллиона долларов вкладываем в создание в Верхней Салде факультета УГТУ-УПИ по физике металлов. Не филиала университета, а полноценного факультета. Приглашаем профессоров из Екатеринбурга, Москвы и Ленинграда преподавать по специальности, которая сейчас по существу уже не преподается, а нам необходима. Сегодня средняя зарплата на заводе 13,5 тысячи рублей. Социальное обеспечение отдельные категории работников получают в год примерно на 17 тысяч каждый. Это одинокие матери и отцы, семьи после рождения первого ребенка, вернувшиеся из армии, пенсионеры и больные. Завод оплачивает 50 процентов обеда, имеет профилакторий, детский лагерь.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal