19 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Тройной тягой



О консолидации российских алюминиевых активов говорят уже так давно,что недавнее сообщение о подписании объединительного договора между«СУАЛ-холдингом», «Русским алюминием» и швейцарским трейдером Glencoreновостью не стало. Но своей актуальности и значимости данное событие непотеряло.

     Алюминиевые рогатки

     Как писали в СМИ, задержка случилась из-за претензий Glencore, которомубудто бы показалась завышенной доля «СУАЛа» в объединенной компании.Что было опровергнуто в одном из интервью гендиректором «Русала»Александром Булыгиным. «Вообще о долях компаний мы договорилисьдостаточно быстро», — сказал он. — И это может быть проиллюстрированоследующим примером: в результате доля «СУАЛа» оказалась даже больше,чем предполагалось, — возросла с 21,5% до 22%.

     Возник из небытия некогда контролировавший российские алюминиевыезаводы Михаил Черной и обозначил свои права на 20% «Русала»,принадлежащего Олегу Дерипаске. Он заявил The Financial Times, что О.Дерипаска должен ему выплатить за этот пакет 3 млрд долларов. На чтопоследовало официальное разъяснение от представителей Дерипаски: «У наснет невыполненных обязательств перед господином Черным».

     Естественно, что не захотели упустить своего и миноритарии. Один из нихподал иск в арбитражный суд Свердловской области с жалобой, чтопринадлежащие ему акции выкупаются по заниженной цене. Владельцы . же0,7% акций «СУАЛа» вообще решили судиться в Лондоне. Что не вызвалоособых эмоций со стороны объединяющихся, так как юристы «СУАЛа» и«Русала» предусмотрели вероятность появления претензий со стороныминоритариев.

     Гораздо серьезней оказались опасения совладельца «СУАЛа» ВиктораВексельберга. Ему нужны были гарантии возможности выхода из совместногобизнеса и покупки его пакета акций по справедливой цене. Но эти идругие вопросы были сняты после того, как В. Вексельберг побывал упрезидента Владимира Путина. В объединительный же договор была внесенаформула, по которой будет рассчитываться цена выкупа акций «СУАЛа».

     Впрочем, несмотря на все эти треволнения, было понимание, чтовозникающие препоны не носят характер непреодолимого препятствия, — ужочень выгодна эта сделка для всех ее участников.

     Пальчики оближешь

     Достаточно сказать, что капитализация укрупненной компании составила25—30 млрд долларов. И только из-за возникающей при этом синергии —умножающего эффекта — в течение последующих пяти лет набежит прибыль вразмере 3 млрд долларов. И потому доли объединившихся компаний станутстоить дороже, нежели они оценивались по отдельности.

     Процесс «алюминиевой» консолидации для России носит вполне объективныйхарактер и укладывается в мировую тенденцию. К примеру, в такойразвитой стране, как США, существует только один значимый производительалюминия — Aluminium Company of America (Alcoa). Его название говоритсамо за себя. Теперь же и у нас в стране появилась транснациональнаякомпания, которая становится первой на мировом рынке алюминия пообъемам производства и капитализации и может диктовать правила игры.

     Тогда как внутренняя конкуренция между «Русалом» и «СУАЛом» этомумешала. Ведь обе компании поставляют свою продукцию главным образом наэкспорт, и внутри им делить особо нечего. Тогда как сотрудничествовзаимно усиливает их позиции. Так, у «Русала» недостаток сырья, а у«СУАЛа», наоборот, его избыток. А доставлять бокситы из-за рубежа малочто дорого, так еще и стратегически опасно. Ведь в мире, как и везде,дружба дружбой, а табачок, то бишь алюминиевое сырье, врозь. И в случаеполитических конфликтов поставки сырья могли бы быть перекрыты.

     Это про нас сказано, что за морем телушка полушка, да рубль перевоз.Алюминиевые заводы в России расположены крайне неудачно с точки зрениялогистики. Объединение же позволит оптимизировать транспортные издержки.

     Главное преимущество российских алюминщиков — это дешеваяэлектроэнергия. Но это счастье, доставшееся от советских времен,кончается, как и любое другое. На Россию надвигается энергодефицит. Ичтобы оставаться конкурентоспособными, нужно строить новые ; ,энергетические мощности. А это достаточно дорого делать в одиночку. Ипотому любовь к электричеству толкает российские алюминиевые компании вобъятия друг к другу.

     Другой объединяющий фактор — это боязнь технологического отставания.Ведь лидеры на мировом рынке алюминия постоянно ведут инновационныеизыскания, стремясь обойти конкурентов. Это требует очень большихзатрат, и дублировать такие расходы в рамках разных компанийэкономически нецелесообразно.

     Вот как оценивает произошедшее слияние аналитик инвестиционной компании«К2 Аудит-Деловые консультации» Виктор Вагнер. «Получится весьмаграмотное «разделение труда»: каждый будет заниматься тем, что лучшевсего умеет, — «СУАЛ» и «Русал» будут добывать сырье и производитьпервичную переработку, а Glencore станет продавцом, будет внедрятьновые технологии и привлекать международный капитал, — говоританалитик. — Такое распределение обязанностей намного эффективнее,нежели когда одна компания пытается самостоятельно наладить весьпроцесс добычи-сбыта».

     К слову, основной собственник «Российского алюминия» («Росал»), такбудет названа новая компания, Олег Дерипаска уже заявил, что толькоалюминием интерес новой компании не исчерпывается. У «Росала» естьинтерес и к другим металлам, причем не только к цветным и драгоценным.

     Справедливости ради отметим, что в этой бочке с медом есть и своя ложка дегтя.

     Остаются вопросы

     Так, за бортом объединения остались Каменск-Уральский металлургическийзавод (КУМЗ), выпускающий различные конструкции из алюминия, и«Демидовские заводы» — лидер в производстве посуды. Оба эти предприятиянаходятся в Каменске-Уральском. В альянс их не взяли, так как у«Русала» нет подобных активов, и поэтому они подвисли.

     Правда, на днях успокоение внес вице-президент «СУАЛа» ВладимирСкорняков. По его словам, оставшиеся за бортом активы, «вероятно, будутпод управлением другой компании, которую создадут акционеры».

     Но еще более принципиально то, где будет зарегистрирован «Российскийалюминий» и где компания станет платить налоги, Если исходить из того,что 64,5% «Росала» принадлежит О. Дерипаске, то вопрос о расположенииштаб-квартиры отпадает сам собой. Но с тем, что налоговые отчисления отдеятельности уральских алюминиевых предприятий будут поступать не вбюджет Свердловской области, вряд ли кто согласится. И за тем, чтобыотчисления не уменьшились, областному руководству придется проследить.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal