28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Город с привкусом металла



Новокузнецкчасто называют промышленной столицей Кузбасса. Так сложилосьисторически, что здесь разместились большие заводы черной и цветнойметаллургии, строительной отрасли, машиностроения. Прежде и теперьновокузнечане, если следовать советской классификации, занимаютсяпроизводством средств производства — товаров группы «А». Более 560 тыс.человек — население самого крупного, несмотря на «нестоличность»,города в Кемеровской области. Почти 80 тыс. жителей занятыв промышленности, больше половины их них — в металлургии. Дети первых пятилетокТеперь легендарные площадки первых и послевоенныхпятилеток стали сибирскими центрами крупнейших мировых компаний, таких,как «Евраз Груп» и РУСАЛ. Старейший — Кузнецкий (сейчас Новокузнецкий)металлургический комбинат (НКМК) находится прямо в центре города— «завод на асфальте». Значительная его часть и в самом деле все большестановится историческим памятником. Несколько лет назад, когда холдинг Александра Абрамова тольковходил в регион, в одном откровенном интервью тогдашний собственник«Евраза» (ныне совладелец) признался, что КМК — это плата компанииза позиции в Новокузнецке и Кузбассе. В прошлом году комбинат сократиллитейное производство, в этом году погасит мартены. Собственно ОАО «Новокузнецкий металлургическийкомбинат» — это большой рельсовый завод — главный поставщик рельсовойпродукции для железных дорог страны. Прокат рельсобалочного цеха НКМКзанимает 9% этого сектора мирового рынка, но в масштабах России это70%. В последнее время предприятие показывает среднюю динамику продажи прибылей. В 2006 году на комбинате наблюдался некоторый спадпо отдельным позициям: выпуск железнодорожных рельсов широкой колеиснизился на 1%, рельсов марки P-65 (самыхходовых) на 2,1%. Но более всего падение объемов коснулось трамвайныхрельсов (на 19,1%). И это несмотря на то, что НКМК единственныйв стране делает трамвайные рельсы и рельсы для метро. Причина здесьпроста — снижение спроса на внутреннем рынке. К слову, трамвайные путив последние годы убирают и с улиц Новокузнецка. Отсюда и главные стратегические задачи НКМК — освоениеновых рынков сбыта, расширение и обновление ассортимента с учетомзапросов заказчика и повышение конкурентоспособности за счет повышениякачества продукции. Уже несколько лет комбинат выпускает рельсыповышенной износостойкости, востребованные на горных участках дороги на территориях с низкими среднегодовыми температурами. Не так давнона комбинате освоили производство рельсов европейского стандарта. В отличие от НКМК, самый крупный металлургический актив «Евраз Груп» — Западно-Сибирскийметаллургический комбинат (ЗСМК) — сегодня наверстывает упущенноеза нестабильный для металлургов 2005 год и наращивает производство,испытывая даже некоторую перенагрузку. «Виной» тому российскийстроительный бум последних лет, который на руку ЗСМК, как разспециализирующемуся на строительном прокате. Значительно повышая объемывыпуска продукции, предприятие увеличивает прибыли. Выпуск запсибовского металлопроката вырос почти на 40%,а чистая прибыль ЗСМК, по данным за Ш квартал 2006 года, — на 672,2%по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, или в 7,7 раза.И если на НКМК предпочли оптимизировать производство, сокращаяэкономически неэффективные мощности, то Запсиб, напротив, демонстрируетразвитие и совершенствование технологического процесса.Инвестиционная программа последних лет связана главнымобразом с переходом Запсиба к непрерывной разливке стали. Суммавложений в 2004–2005 годах составила около шести миллиардов рублей.На ЗСМК запустили агрегат «печь-ковш», новую слябовую машину непрерывного литья заготовок, что позволило сократить расход металла на 10–15%. Курс на модернизацию Прежде экологи и гидрохимики могли безошибочно определить, из какого именно района города приехал человек. В дождливую погоду мутно-белогоцвета капли на одежде означали, что непогода застала жителя возлецементного завода. Если разноцветные с переливом — значит, был недалекоот алюминиевого завода. Новокузнецкий алюминиевый завод (НкАЗ) одновремя выбрасывал большое количество фтористого водорода. При соединениис водой происходила химическая реакция, и получалась плавиковая кислота— сильный окислитель, который разрушает даже стекло. Оттого жителисамого старого Кузнецкого района, где и находится НкАЗ, до сих порживут с мутными окнами. Сегодня инвестиционная программа Новокузнецкого алюминиевого завода, именуемого с весны 2006 года ОАО «РУСАЛ-Новокузнецк»,в первую очередь ориентирована на улучшение экологической обстановкив городе, а также сокращение издержек и увеличение объемов производстваалюминия на 10%. Основная продукция завода — первичный алюминий-сырец,получаемый путем электролиза. Те самые алюминиевые чушки, за правопроизводить которые в девяностые годы шла ожесточенная борьба. Но для транснациональной компании, которая теперьсоздается путем слияния РУСАЛа, СУАЛа и швейцарской GlencoreInternational AG, выпуск одного только первичного алюминия— недостаточно эффективная форма работы. Для новокузнецкого предприятияпоставлены новые цели — увеличить объем выпускаемой продукциис добавленной стоимостью и освоить новые рынки сбыта. «Цель распространяется на все заводы РУСАЛа, в томчисле и на наш. Продукция с высокой добавочной стоимостью — этоне просто алюминиевая чушка, а выпуск сплавов. Поэтому вложены огромныесредства — несколько миллионов долларов в литейное производство, а этоновое оборудование, новые печи, для того чтобы выпускать сплавы.Окончательный ввод технологической линии — это запуск литейного цеха№2», — подтверждает управляющий директор ОАО «РУСАЛ-Новокузнецк» Сергей Ермак. Техническое перевооружение литейного цеха предприятияс учетом требований мирового рынка продолжается третий год. Для тогочтобы достичь одной из стратегических целей — освоить новые рынки сбытаи не потерять старые — сегодня здесь устанавливают европейскоеоборудование. Таковы требования потребителя. Основные финансовые потокинаправлены на установку линий Broschot и Vagstaff, печей гомогенизациии новых миксеров. Уже сейчас здесь осваивают сплавы и делают опытныепартии для поставок АвтоВАЗу, а также для европейского и японскогорынков. Как отмечает Сергей Ермак, в 2006 году производствопервичного алюминия увеличилось на 1,39% и составило 315,236 тыс. тонн.Большая часть пошла на экспорт. Объем производства литейной продукцииувеличился на 5,04% по сравнению с 2005 годом, на 15,6% вырос объемпроизводства сплавов. Объемы производства других сплавов новокузнецкогоразлива, но уже для черной металлургии, которые производит Кузнецкийзавод ферросплавов, также растут. В 2006 году завод на 10% увеличилпроизводство ферросилиция — основного продукта, предназначенного дляраскисления и легирования стали. ОАО «Кузнецкие ферросплавы» входиттеперь в состав Урало-Сибирскойгорнометаллургической компании (УСГМК) наряду с Челябинскимэлектрометаллургическим комбинатом, Антоновским рудоуправлениеми Юргинским ферросплавным заводом. Три четверти продукции крупнейшего в России производителя ферросилиция идут на экспорт. Главным образом, в страны Юго-Восточной Азии. В 2006 году на ремонт основных фондов и создание новыхУСГМК направила более 770 млн рублей. Львиная доля финансовых вложенийпошла на перепрофилирование под производство ферросплавов Юргинскогоабразивного завода. Там в июле 2006 года пустили первую ферросплавнуюпечь. Таким образом, Урало-Сибирская компания усилила свои позиции в Кузбассе, добавив к имеющимся объемам еще 17,5 тыс. тонн ферросилиция. Хозяйственные казахиВ те смутные времена, когда в Новокузнецкесобственников сменили почти все городские предприятия, передел коснулсяи Кузнецкого цементного завода (КЦЗ). В 2001–2002 годах по Новокузнецкупрокатилась серия заказных убийств, которые многие связывалис ситуацией на цементном заводе. Смена власти на предприятии, продукциякоторого доходна и пользуется спросом, протекала бурно, и за последниешесть лет здесь сменился не один владелец.В конце 2006 года Кузнецкий завод, ранее принадлежавшийфизическим лицам, приобрел казахстанский холдинг «Каспийские ресурсы».Зайдя на новый рынок, казахские бизнесмены приняли решениеоб увеличении выпуска цемента в два раза. В 2006 году объемыпроизводства составили 322 тыс. тонн, в 2007 году КЦЗ взялобязательства увеличить производство до 700 тыс. тонн. Однако на этомэтапе, по заявлению генерального директора Кузнецкого цементного заводаСергея Чернева, предприятие может столкнуться с дефицитом сырья.Производство обеспечивают отходы металлургических предприятий, а именношлак двух доменных печей НКМК, одну из которых, возможно, в ближайшеевремя остановят. Как объяснил Сергей Чернев, предприятию необходимобудет искать дополнительных поставщиков шлака. Акционеры «Каспийских ресурсов» составили программуосновных инвестиций в производство. В первую очередь средства пойдутна капитальный ремонт одной из технологических линий, которая покапростаивает. Завод намерен расширить ассортимент марок цемента. В этомгоду КЦЗ собирается подписать соглашение с немецкой компанией Mullersна строительство упаковочного отделения (сейчас цемент на заводене тарируется). Примерный объем средств, которые «Каспийские ресурсы»планируют выделить на переоборудование и модернизацию Кузнецкогоцементного завода — около 300 млн рублей. Во главу угляГлавная угольная компания в Новокузнецке— «Южкузбассуголь» (ЮКУ) — третья компания в России по объемам добычиугля подземным способом. Она добывает в основном коксующиеся угли, чтосоставляет 76,7% от общего объема угледобычи. Половина акций ЮКУпринадлежит «Евраз Груп», другая — частным акционерам. Свои активыздесь также имеют холдинги «Сибуглемет» и «Кузбассразрезуголь». По оценкам экспертов, ситуация на угольном рынкеза последние полгода стабилизировалась. В начале 2006 года ценына твердое топливо падали. По всем прогнозам, в 2007−м цены, по крайнеймере, на коксующийся уголь значительно возрастут в цене.   «Мировой рынок развивается благоприятно для угольнойотрасли Кузбасса и по ценам, и по объемам», — заявил на встречес губернатором Аманом Тулеевым генеральный директор компании «Южкузбассуголь» Георгий Лаврик.Угольные компании также рассчитывают на увеличениепотребления энергетических марок угля на внутреннем рынке в связис предполагаемым изменением топливно-энергетического баланса страны и планами строительства новых угольных электростанций. «Южкузбассуголь» готов, по заявлению Георгия Лаврика,в 2007 году добыть более 20 млн тонн угля, что на четыре миллионабольше показателя 2006 года. При этом долю экспорта также планируетсяувеличить с четырех до семи миллионов тонн. Вместе с тем компания избавляется от непрофильныхи убыточных активов. Из четырех машиностроительных заводов,принадлежавших компании, продано уже два. В 2006 году — Юргинскиймашиностроительный завод, в начале 2007 года — Киселевскиймашиностроительный завод им. Черных.Напротив, в развитие угледобычи в Кузбассе ЮКУ готоввложить четыре миллиарда рублей. В частности, средства будут направленына завершение строительства современной шахты «Ерунаковская-8»на юге Кузбасса. Кроме того, компания инвестирует 1,9 млрд рублейв повышение безопасности труда. «Эти средства в основном пойдутна внедрение на предприятиях новых технологий откачки метана — главногоисточника опасности в шахтах», — уточняет генеральный директор«Южкузбассугля» Георгий Лаврик.«Через четыре года…»Если подъезжать к Новокузнецку со стороны Алтая, смогнад главной сибирской кузницей особенно бросается в глаза. Значительнаячасть города расположена в самом центре природного котлована.В безветреную погоду над этим «котлом» висит плотное серо-белое облако, из которого выступают только трубы, питающие эту дымовую завесу. В 2006 году в Санкт-Петербургена международном семинаре, посвященном проблемам загрязнения окружающейсреды, был оглашен список самых грязных российских городов.Широкомасштабные исследования в 250 городах проводила Главнаягеофизическая лаборатория им. Воейкова. Второе место в этом черномсписке досталось Новокузнецку, где в год в атмосферу выбрасывается483,1 тыс. тонн вредных выбросов. Хуже, чем в Новокузнецке, с экологиейтолько в Норильске, чуть лучше — в Череповце. Никого не удивляет, что за Новокузнецком закрепилось название «Город-сад». Футуристическое сравнение Владимира Маяковскогочасто используют в целях пропаганды позитивного образа города. Правда,обычно вспоминают только одну авторскую строчку из известного «РассказаХренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» — «…здесь будет город-сад». Остальные остаются «за кадром». Например, вот эти:Сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Со времени написания великим поэтом этих строк прошлопочти 80 лет. Но Новокузнецк так и остался сугубо промышленным городом,с садом как-тоне очень получилось. Тем не менее, подвижки к лучшему есть. Об этомговорит и забота об улучшении экологической обстановки, и активноеразвитие не только промышленных предприятий, но и торговли, сферыуслуг. Крупные федеральные игроки потребительского рынка все чащевключают «город с привкусом металла» в списки привлекательныхтерриторий для расширения своего бизнеса.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal