20 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


В битве за лом



ОБОРОНА ОТ ДЕФИЦИТА
Рынок ломозаготовки стал активноразвиваться буквально пару лет назад в связи с тем, что издержкиметаллургов при выплавке стали на основе вторичного металлургическогосырья значительно меньше. В частности, у меткомбинатов снижаютсязатраты на электроэнергию. К тому же для обслуживанияэлектросталеплавильного комплекса персонала требуется в десятки разменьше. С другой стороны металлургические компании наперебой началиувеличивать объемы производства и запускать новые мощности. Врезультате уже в ближайшие 3-4 года рост потребления металлолома вРоссии в будет составлять ежегодно порядка 15-17 млн. тонн (этопримерно 50%). Угроза дефицита еще в 2005 году заставила металлурговначать скупку крупных независимых участников рынка и создаватьсобственные ломозаготовительные сети. Тогда ряд вторчерметов был куплентакими компаниями как «ЧТПЗ-Мета» и «РосВторМет», Evraz Group и«Северсталь-групп», а также «Профит-group», которую считаютаффилированной с акционерами Магнитогорского металлургическогокомбината.

УБОЙНЫЕ ЦЕНЫ Одной из причин ускорения процесса передела рынкаломозаготовки в 2006 году стал неожиданно быстрый рост цен навнутреннем рынке лома черных металлов. Только за три первых месяцапрошлого года они выросли примерно на 15% — до $185 (5, 2 тыс. ) затонну, в то время как за весь 2005 год темпы роста цен на вторичноесырье для металлургов составили лишь 5%. Однако после того, какметаллурги уже достаточно пополнили свои запасы, рост цен замедлился ик концу года он достиг 19%. В результате мелкие предприятия, чтобы ненести убытки, были вынуждены снижать цены. Крупные же заготовщики лома,являющиеся дочерними предприятиями таких крупных компаний, как ЧТПЗ,Уральская металлургическая компания, РосВторМет и Профит, за счетфинансовой поддержки холдингов смогли позволить себе в течениенескольких месяцев сохранять закупочные цены на металлолом на порядоквыше своих «малых конкурентов», у которых практически нет возможностипривлечь дополнительные средства. В результате мелкие компании начиналитерять своих поставщиков и нести убытки из-за простоя, отметил директорломоперерабатывающего предприятия ЗАО «ИПК “Мехтранс”» Вячеслав Кузовой.

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ
Воспользоватьсятяжелым положением малых ломозаготовщиков поспешили крупные компании,которые начали активно скупать мелких игроков рынка для пополнениясобственных потребностей в сырье, в том числе и на уральском рынке. Вряде случаев меткомпании даже стали открыто предлагать мелкимпредприятиям «продаваться». Подобное заявление, в частности, сделал наодной из московской конференции по лому черных металлов РосВторМет.

В процесс консолидации «ломовой базы» включились и некоторыеметаллургические заводы Урала, следуя примеру крупных холдингов.Представители металлургических комбинатов, отвечающие за обеспечениепроизводства вторсырьем, считают, что наличие собственной ломосборочнойсети является вопросом стратегической безопасности предприятия. Иинвестирование в развитие собственной ломопереработки обязательноокупится в будущем. Начальник отдела металлолома Волгоградскогометаллургического завода «Красный октябрь» Алексей Дорош утверждает,что развитие собственной ломосборочной сети не только страхуетметпредприятие от отсутствия сырья и заоблачных цен на него, но ипозволяет равномерно загружать сталеплавильные мощности, что приводит кстабильным объемам выплавки стали, которая сейчас «уходит практическивлет». Так, за 2006 год собственную ломозаготовительную сеть примерноиз десяти площадок, охвативших Челябинскую область, Тюменскую область,Башкирию и республику Татарстан, удалось создать Ашинскомуметаллургическому заводу. В результате, это позволило предприятию на23% закрыть потребности АМЗ во вторичном сырье за счет собственноголома. Правда, как отмечают эксперты уральского рынка, Ашинскомуметзаводу пришлось существенно потратиться на развитие ломовогобизнеса. По оценкам специалиста одной из местных компаний, АМЗ в 2006году для этого потратил более $2 млн.

Хорошо понимая всю перспективность и растущую доходность ломовойподотрасли, в этот бизнес с начала 2006 года попытались войти икомпании из смежных отраслей металлургии, в том числе из стремительнотеряющей рентабельность металлоторговли. Металлоторговцы попыталисьстать независимыми игроками на данном рынке. Новые участники рынкасразу начали инвестировать в регионы с потенциалом сбора лома.Уральский регион не исключение. Сохранившиеся связи с металлургами плюсотличное понимание специфики работы с локальными источникамиметаллических отходов дало в 2006 году мощный импульс для появленияновых участников ломового рынка. В частности, по словам экспертов,новым игроком на этом рынке стала нижнетагильская компания «Промко»,ранее не занимавшаяся ломозаготовкой.

ВСЕ СМЕШАЛОСЬ В ДОМЕ


ЛОМОВИКОВ Правда, открывшиеся перспективы в прошлом году длянезависимых трейдеров металлолома, относящихся к разряду малого исреднего класса, были скоротечными, продлившись всего год. Дело в том,что 14 декабря 2006 года правительство РФ подписало новую редакциюпостановления № 766 «О лицензировании деятельности в области обращенияс ломом цветных и черных металлов», которое существенно ужесточилотребования, предъявляемые к участникам рынка по сбору лома. Данныйдокумент спутал карты даже опытным трейдерам-ломозаготовителям. Пословам коммерческого директора ЗАО ИПК «Мехтранс» Евгения Овчинникова,до сих пор многим непонятно, необходимо ли запрашивать лицензию отклиента, который поставляет тебе металлолом, или нет. И если — да, токак проверить подлинность документа, ведь ее можно подделать? Врезультате начиная с января 2007 года некоторые металлургическиекомбинаты стали отслеживать всю цепочку лицензиатов, начиная стрейдеров и заканчивая самим отправителем. В случае отсутствия лицензиидоговор на поставку металлолома они теперь не заключают. Одним словом,выход Постановления правительства № 766 привел к тому, что теперьмногим малым и средним перепродавцам металлолома придется либо уйти втень, «либо максимально повышать эффективность своего бизнеса и ждать,когда к ним придет покупатель». В результате, как отметил в своемдокладе в конце февраля 2006 года на третьем международном форумеРусмета президент промышленной группы «МАИР» Виктор Макушин, уже черезнесколько лет на рынке России количество участников-ломозаготовителейсократится в 3-5 раз.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal