19 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Черное золото. Коллекция фактов



Энергия
Уголь покрывает 25% потребностей человечества в энергии. На первом месте — нефть (более 34%), на третьем — газ (почти 21%).
В 2005 году в мире было добыто на 7.4% больше угля, чем в 2004 году, и на 78% больше, чем в 1980-м.В последние годы уголь используется намного более активно, чем иныеэнергоносители. К примеру, за период с 2001 по 2004 год мир сталиспользовать на 3.9% больше ядерной энергии, на 5.9% больше нефти, на7.6% больше гидроэнергии, на 9.1% больше природного газа и на 25.3%больше угля. Наибольший прирост обеспечили Китай и, в меньшей степени,США. Предполагается, что в ближайшие десятилетия потребление угля будеттолько расти.
Электростанции, работающие на угле, производят 40%мировой электроэнергии (первое место) На второй и третьей позициях,соответственно, газ (почти 20%) и ядерная энергия (чуть менее 16%).Угольная электроэнергетика особенно развита в Польше и ЮАР, где 90%электричества производится за счет сжигания угля. Потребности Австралиив электричестве уголь покрывает на 79%, Китая — на 78%, Израиля — на75%, Казахстана — на 70%, Индии — на 69%, Марокко — на 68%, Чехии — на61%, Греции — на 59%, США — на 50%, Германии — на 49%. Резервы
Крупнейшиерезервы угля находятся в четырех странах мира. В США — 27% отобщемировых запасов, в России — 17%, в Китае — 13% и Индии — 10%.
Вдесятку государств, добывших больше всего угля в 2005 году (последниедоступные сравнительные данные — в 2006 году добыча в большинстве странвыросла. К примеру, в США она составила 1 100 млн. тонн), входят: Китай( 2 226 млн. тонн), США (951 млн. тонн, примерно 18.9% мировой добычи),Индия (398 млн. тонн), Австралия (301 млн. тонн), ЮАР (240 млн. тонн),Россия (222 млн. тонн, 5.1%), Индонезия (140 млн. тонн), Польша(98 млн. тонн), Казахстан (79 млн. тонн, 1.5%) и Колумбия (61 млн.тонн).
Первая десятка крупнейших импортеров угля выглядитследующим образом: Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР, Китай, Колумбия,США, Канада и Польша. В первую пятерку крупнейших угольных экспортероввходят Япония, Южная Корея, Тайвань, Великобритания и Германия.
Крупнейшими потребителями угля ныне являются государства Азиатско-Тихоокеанскогорегиона, на долю которых в 2005 году пришлось 63% использованного угля.На втором месте — Северная Америка (18%), на третьем — Европа (7%), начетвертом — страны бывшего СССР (6%). В 1985 году ситуация былакардинально иной. Тогда Европа потребляла 18% мирового угля, СССР —17%, Северная Америка — 22%, а Азиатско-Тихоокеанский регион — 38%.
Примерно 13% добытого каменного угля используется металлургическими и сталелитейными предприятиями.
Мировые цены на уголь исторически были ниже цен на нефть и газ. Если в 1980–1990-егоды разница в ценах была относительно небольшой (в среднем, уголь былв три раза дешевле нефти и вдвое дешевле угля), то с 2001 года (началобурного роста цен на нефть и газ) уголь превратился в рекордно дешевыйвид топлива. Ныне он дешевле нефти, примерно в 5.5 раз, газа — примернов 4 раза. Министерство Энергетики США в 2006 году опубликовала прогноз,согласно которому до 2019 года цены на уголь будут снижаться,впоследствии начнут расти. Согласно этому же прогнозу, к 2030 годуобъемы производства угля в мире удвоятся. Шахтеры
В мире насчитывается около 9 млн. человек, которые добывают уголь. 90% из них живут в развивающихся странах.
Нынев мире 60% угля добывается шахтным способом. Работа шахтера традиционнокрайне опасна, и в последние десятилетия во многих странах мира былипредприняты значительные усилия по повышению уровня безопасности.В последнее десятилетие количество аварий и несчастных случаев нашахтах всего мира заметно уменьшилось.
Ныне наиболее опасна работав шахтах Китая, на долю которого приходится до 80% аварий, несчастныхслучаев и смертей шахтеров. По китайским данным (информация China CoalStatistical Industry Yearbook) ежегодно в шахтах Китая погибают от5.6 тыс. до 7 тыс. горняков, причем многие эксперты утверждают, что этиданные существенно занижены. В любом случае, по показателю количествосмертей шахтеров на миллион тонн добытого угля, уровень безопасностишахт Китая примерно в 40 тыс. раз ниже, чем в США и Австралии.
Многие исследователи отмечают, что сравнить уровень безопасности работы шахтера в различных государствах крайне сложно из-задефицита статистики. Консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopersв 2005 году сравнила доступные ей данные за 2003 год. По показателюколичество смертельных случаев на 1 млн. отработанных под землей часов,лучше всего обстоят дела в Австралии (0.03 фатальных исхода на 1 млн.часов), Чили и Мексике (соответственно, 0.12), США (0.13), Канаде(0.21) и ЮАР (0.34).
В любом случае, ежегодно шахты уносят 8–11 тыс.жизней. Для сравнения, по оценкам Международной Организации Труда,в общей сложности, на рабочих местах ежегодно погибают около 2 млн.человек. Перспективы
Разработаныи опробованы технологии, которые позволяют использовать уголь дляпроизводства жидкого топлива. В 1976 году (после того, как в 1973 годуарабские страны ввели эмбарго на поставку нефти в США и страны Европы,и цены на нефть значительно повысились) в США были начаты подобныеисследования. За период с 1976 по 2000 год объемы финансирования этихразработок составили $3.6 млрд.(в ценах 1999 года).
В 2006 годуУниверситет Штата Пенсильвания провел успешные испытания топлива длявертолетных двигателей, которое на 50% состояло из переработанногоугля. Предварительные данные показывают, что «угольную составляющую»в топливе возможно довести до 75%. Таким образом, возможно значительносократить использование нефти. Новое топливо (носит название JP900)производится путем смешения продуктов переработки нефти и вытяжки изжирного каменного угля, с добавкой водорода. Этот технологическийпроцесс может проводиться на обычных нефтеперерабатывающих заводах.JP900 имеет практически те же технические характеристики, что и нынеиспользуемые в США виды авиационного топлива.
Тогда же Пентагон провел успешные испытания стратегического бомбардировщика B-52Stratofortress, который использовал в качестве топлива не традиционныйкеросин, а альтернативное «угольное» топливо, которое называется FT. FTсоздано по технологии германских химиков Франца Фишера и Ганса Тропша,которые сделали это изобретение еще в 1930-е годы (попервым буквам их фамилий оно и названо). Германские войска во ВторуюМировую войну активно использовали «синтетический бензин»,произведенный именно по технологии Фишера и Тропша. В 1950-егоды в США действовал завод по производству этого топлива, однако онбыл закрыт после того, как FT проиграло ценовую конкуренцию нефти.Однако ныне его производство снова стало коммерчески выгодным.Любопытно, что в ЮАР «угольный бензин» производится с 1969 года и внастоящий момент обеспечивает примерно 40% потребностей страныв автомобильном горючем.
Существуют технологии, которые позволяютпроизводить из угля водород (также используется в качествеавтомобильного топлива — уголь содержит около 5% водорода) и природныйгаз.
Исследование Университета Пенсильвании показало, чтоиспользование дополнительных 1.3 млн. тонн угля в качестве сырья дляпроизводства жидкого топлива позволит к 2025 году создать в США1.4 млн. новых рабочих мест и увеличить валовой внутренний продуктстраны на $3 трлн. Для того, чтобы этот сценарий стал реальностью,требуются инвестиции в размере $500 млрд.(для сравнения, военный бюджетСША на 2007 год составляет $439.3 млрд.).
Уголь, используемыйв качестве топлива, вносит немалую лепту в «кислотные дожди», угольныйдым считается одним из факторов глобального изменения климата. Созданиеновых шахт и угольных разрезов разрушает окружающую среду. В 2003 годуБюллетень Массачусетского Технологического Института опубликовалпрогноз, согласно которому в обозримом будущем по этим причинаминдустриально развитые страны могут отказаться от использования угля.С другой стороны, опыт США показывает, что несмотря на то, чтос 1970 года для производства электричества стало использоваться на 177%больше угля, выбросы вредных веществ в атмосферу сократились на треть. Использованаинформация Всемирного Института Угля, Международного ЭнергетическогоАгентства,  Национального Угольного Совета США, компании BP,Министерства Энергетики США, Национальной Лаборатории ЭнергетическихТехнологий и исследовательского центра Jamestown Foundation. Плата за угольНыне в США уголь добывают около 75 тыс. шахтеров, 37 тыс. из них работают в 780-тишахтах. Несмотря на то, что в последние десятилетия угледобывающиекомпании значительно повысили уровень безопасности на шахтах, работагорняка остается крайне рискованной. БюроСтатистики Труда (входит в состав Министерства Труда) ежегоднопубликует перечень наиболее опасных профессий — основанием для этогорейтинга служит количество производственных травм и смертей на рабочихместах. На протяжении последних двух десятилетий работа шахтера несчитается наиболее опасной. По количеству смертельных случаев еенамного опережают рыбаки (118.4 смертельных случая на каждые 100 тыс.работающих), лесорубы (соответственно, 92.9), пилоты и бортинженерыгражданской авиации (66.9), сталевары (55.6), мусорщики (43.8), фермеры(41.1), электрики (32.7) и т.д. Для работающих в угольных шахтах этотпоказатель равен 29.2 на 100 тыс. работающих.
Работа шахтера такжене считается наиболее травмоопасной: здесь вне конкуренции заводскиеи фабричные рабочие, а также медики. В среднем, на 100 тыс. работающихамериканцев приходится 4.6 травм на производстве. Для горняков,работающих в угольных шахтах, этот показатель равен 4.4 на 100 тыс.
Снижение риска работы в угольных шахтах потребовало значительных и долговременных усилий. В начале 20-говека работа шахтера была невероятно опасной. К примеру, тольков 1907 году в угольных шахтах США погибли более 3 тыс. человек. Однакоэти данные ныне считаются весьма условными: дело в том, что подобнуюстатистику по всем шахтам государственные структуры США начали вестилишь в 1911 году. Официальные данные показывают, что в период с 1911 по1915 год в угольных шахтах погибли более 12.4 тыс. шахтеров (всреднем — более 2.5 тыс. в год), в 1916–1920-е годы — 12.2 тыс. (более 2.4 тыс. в год).
В 1920-егоды было отмечено небольшое снижение уровня смертности — в этодесятилетие погибло около 21 тыс. шахтеров (около 2.2 тыс. в год).Однако серьезного улучшения ситуации удалось добиться под воздействиемдвух факторов: активной деятельности профсоюзов и активизации властей.Историк Уильям Гребнер, автор книги «Безопасность в Угольных Шахтахв Прогрессивный Период. Политическая Экономия Реформ», утверждает, чтоугледобывающие компании стали инвестировать больше средствв обеспечение безопасности шахт лишь после того, как убедились, что этонамного более выгодно, чем выплачивать пострадавшим горнякам или ихродственникам значительные компенсации. В 1920-е годысуды, которые рассматривали иски пострадавших шахтеров к работодателям,все чаще становились на сторону истцов, периодически обязывая нерадивыекомпании не просто к выплате отступных и пенсий, но и к крупнымштрафам. Более того, суды обязывали угледобывающие компании повыситьуровень безопасности на шахтах. В ряде случаев небольшие фирмы сталибанкротами после проигрыша подобных процессов.
Свою роль сыграли экономический кризис — «Великая Депрессия», которая началасьв 1929 году. После начала кризиса были закрыты многие шахты,а количество шахтеров заметно сократилось (с, примерно, 905 тыс.в 1928 году до 699 тыс. в 1935-м). Гибель горняковтрадиционно становилась причиной временного закрытия шахт или началазабастовок, которые поддерживали влиятельные профсоюзы. Это угрожалосуществованию горнодобывающих компаний, которые тогда и так переживалине лучшие времена, как и вся экономика США. В результате, бизнесменыбыли вынуждены пересмотреть свое отношение к безопасности шахтеров.
Однакокардинальные изменения в этой сфере проявились лишь после того, какв дело вступили американские законодатели. Майкл Кармис, автор книги«Управление Безопасностью Шахт», отмечает, что в США прослеживаетсячеткая зависимость между принятием законов, направленных на повышениеуровня безопасности шахт, и количеством несчастных случаев и аварий.Впервые подобный закон (назывался Public Law 49) был принятв 1941 году — он создал институт государственных инспекторов, которыебыли обязаны проверять шахты. Однако закон не сработал, потому что натот момент не были сформулированы стандарты безопасности. В 1947 годуего дополнили (новый законодательный акт получил название Public Law80–328), однако и в этом виде закон не выполнил своей роли, посколькувластные полномочия инспекторов не были определены.
В 1951 годудело сдвинулось с мертвой точки — причиной стала крупномасштабнаяавария на угольной шахте в Иллинойсе, где в результате взрыва метанапогибли 119 шахтеров. Новый закон (Public Law 82–552) расширилполномочия инспекторов, сделал проверки шахт обязательнымии регулярными и, кроме того, разрешил закрывать шахты, где не былобеспечен соответствующий уровень безопасности. Результаты появилисьнемедленно: если в 1951 году погибло 522 шахтера, в 1956 году жертвстало намного меньше — 380.
Показательно, что американскиезаконодатели начинали защищать шахтеров лишь после очередныхкрупномасштабных аварий, которые привлекали внимание общества. Послекрупной аварии был принят закон 1969 года (Federal Coal Mine Health andSafety Act), результатом которого стало уменьшение количества аварийи смертельных случаев на треть. Аналогичная история произошлас одноименным, но гораздо более жестким для угольных компаний, законом1977 года (результатом его принятия стало уменьшение количества аварийна 15%, а смертей — на 12%).
В последний раз подобная историяпроизошла в 2006 году. В январе 2006 года на угольной шахте Sago Mineв Западной Вирджинии 13 шахтеров оказались заваленными в забое. Черездвое суток к ним пробились спасатели, однако в живых остался лишь одингорняк, который на некоторое время стал общеамериканской знаменитостью.В мае в штате Кентукки при взрыве погибли пять шахтеров. В результате,был принят последний закон такого рода (Mine Improvement and NewEmergency Response). Этот закон создал специальный федеральный орган,перед которым была поставлена задача разработки и испытания новыхтехнологий безопасности. Разработчикам и производителям подобногооборудования были выделены специальные гранты и т.д.
АдминистрацияБезопасности и Здоровья на Шахтах (действует в составе МинистерстваТруда США) публикует специальную памятку для шахтера. В частности,шахтер имеет право отказаться от работы и инициировать государственноерасследование в случае, если по его мнению, безопасность труда в шахтене обеспечена должным образом. Он может быть освобожден от работы, есликомпания-работодатель не обучила его методам обеспеченияличной безопасности. Обучение и инструктаж должно проводиться в рабочеевремя, которое должно оплачиваться по обычным расценкам. Если шахтерпокинул рабочее место (либо из-за необеспечения компанией его личной безопасности, либо из-за отсутствия обучения), то в обоих случаях он должен получить полную оплату за пропущенное рабочее время. Если компанию-работодателяобязали повысить уровень безопасности в шахте, но она это не сделала,то шахтер также имеет право отказаться от работы и получить двойнуюоплату за пропущенное не по его вине время.
По подсчетамНационального Института Производственной Безопасности и Здоровья,в 2007 году в США погибли четыре шахтера, работавших в угольных шахтах.В 2006 году шахты унесли 47 жизней, в 2005 году — 22, в 2004 году — 28.в 2003 году — 30. В большинстве случаев причиной смерти шахтеровстановились удары электрического тока, ошибки при управлении машинамии оборудованием, а также обрушения кровли. По данным Института,в последние десятилетия редкостью стали взрывы метана и отравлениярудничными газами — в прошлом, это были главные убийцы американскихшахтеров.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal