28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Железный филантроп.



Наследникам Эндрю Карнеги из его $127 млрд (в пересчете на нынешние деньги) практически ничего не досталось. Построив крупнейшую в мире вертикально-интегрированную металлургическую компанию, Карнеги продал ее Джону Пирпонту Моргану. Заработанные деньги Эндрю Карнеги за 18 лет потратил на благотворительные проекты. После себя четвертый богатейший человек всех времен и народов (согласно рейтингу Forbes) оставил 10 благотворительных фондов, 3 тыс. библиотек и самую крупную в Америке сталелитейную компанию. Путь в США Эндрю Карнеги родился в 1835 году в Данфермлине (Шотландия). Его отец Уильям Карнеги был известным в городке ткачом и неплохо зарабатывал, но вскоре остался не у дел — в 1840-х появились ткацкие станки, ручное ткачество перестало пользоваться спросом. Семья едва сводила концы с концами. Сестра матери Эндрю, в свое время уехавшая в Соединенные Штаты, звала Карнеги к себе в Питтсбург. В 1848 году, распродав все имущество и заняв денег, семья отправилась в двухмесячное путешествие. В Питтсбурге мать Эндрю занялась пошивом обуви, а отец устроился на текстильную фабрику. Нашлась работа и для 13-летнего Эндрю: он устроился в шпульную мастерскую на фабрике, где работал отец, и параллельно прислуживал и учился в вечерней школе. Проработав в мастерской полгода, юный Карнеги переквалифицировался в мойщика паровых котлов. Через месяц Эндрю уже работал клерком в офисе фабрики — мальчик обладал поистине каллиграфическим почерком. Вечером Эндрю отправлялся помогать знакомому бухгалтеру, у него же учился математике. В 1849 году Эндрю устроился посыльным в городском телеграфном агентстве. Он быстро освоил телеграф (азбуку Морзе), сначала став подменным, а потом постоянным телеграфистом. Вскоре юного оператора пригласил на работу один из постоянных клиентов телеграфного агентства — заведующий Питтсбургским отделением железнодорожной компании Penn-sylvania Railroad Томас Скотт. Менеджер предложил Эндрю Карнеги место личного помощника и телеграфиста в своем отделении. Парень с легкостью справлялся с самыми сложными задачами. На железной дороге в Пенсильвании произошла авария, вагоны сошли с рельс, парализовав движение. Молодой Карнеги отдал распоряжение сжечь вагоны. Вскоре это стало стандартной процедурой на американских железных дорогах — в случае аварий проще и быстрее убрать с рельсов сгоревшую груду металла, чем целые вагоны. В 1859 году, когда Томаса Скотта повысили в должности, его место занял Эндрю. Тогда же по совету Скотта Карнеги впервые инвестировал в ценные бумаги: купил на занятые в банке $217,5 акции Woodruff Sleeping Car Company (компании принадлежал патент на спальные вагоны, изобретенные американским инженером и предпринимателем Джорджем Пуллманом). Через два года акции принесли Карнеги $5 тыс. — втрое больше, чем он ежегодно зарабатывал на железной дороге. Гражданская война в США — начало нового этапа в жизни Карнеги. Ему поручили управлять военными железнодорожными перевозками в северных штатах. Карнеги наладил телеграф и организовал железнодорожную службу для северян. В 1862 году, после того как сгорел один из главных мостов Пенсильванской железной дороги, Карнеги решил создать первую частную компанию, занимавшуюся строительством железнодорожных мостов. При содействии нескольких топ-менеджеров из Pennsylvania Railroad он основал компанию Keystone Bridge Works. Примерно в это же время предприниматель Карнеги взял кредит в банке для покупки акций нескольких нефтяных месторождений в Пенсильвании. Вложив $40 тыс., через год он получил дивиденды в размере $1 млн. Кроме того, Карнеги приобрел 12,5% акций Woodruff Sleeping Car Company и, воспользовавшись патентом компании, ввел спальные вагоны на Пенсильванской железной дороге.Как закалялась сталь В 33 года Эндрю Карнеги был заметной фигурой в американском бизнесе. Предприниматель переехал в Нью-Йорк, собирался поступить в Оксфорд и организовать издательское дело. В 35 лет Карнеги планировал завязать с бизнесом, «чтобы каждый день после обеда заниматься чтением и самообразованием». Мир железных дорог, нефтяных скважин и фондовых спекуляций все меньше интересовал Эндрю. Однако отойти от дел он смог лишь в 66 лет. Во время поездки в Британию молодой американский предприниматель познакомился с несколькими европейскими сталелитейными магнатами. Карнеги увлекся металлургическим бизнесом. Он понимал, что за сталью большое будущее — материал был намного прочнее и легче железа. К 1868 году строительное, нефтяное и финансовое направления приносили Карнеги $50 тыс. дохода в год. Однако он решил продать акции компаний, сконцентрировав все усилия на производстве стали. Карнеги избавился от бумаг незадолго до американского фондового кризиса 1873 года. Владельцы акций ж/д и нефтяных компаний прогорели, Карнеги же сохранил свое состояние — сталелитейный бизнес в то время только набирал обороты и считался высокорисковым для фондовых инвестиций. В 1875 году Эндрю Карнеги открыл первый в США сталелитейный завод — Edgar J. Thomson Works. Связи с управленцами Пенсильванской железной дороги, где работал Карнеги, оказались как нельзя кстати будущему сталелитейному магнату: ж/д компания разместила на заводе довольно крупный заказ. Вскоре Карнеги покупает контрольный пакет акций компании Frick Coke — крупнейшего производителя кокса (сырья, необходимого для выплавки стали). Бизнесмен старался не экономить на производстве: считал, чем больше объемы выпуска, тем дешевле продукция. Он был уверен, что построил новый бизнес правильно: не вдаваясь в детали операционных процессов, однако контролируя связи своей компании с заказчиками и поставщиками, активно развивал и модернизировал производство и разжигал соперничество между своими менеджерами. Деловое чутье Эндрю Карнеги не подвело: стальной бизнес процветал. К 1881 году, когда Карнеги исполнилось 46 лет, его ежегодный доход исчислялся $1 млн. В отличие от крупных предпринимателей того времени, которые вели роскошный образ жизни, Карнеги был очень экономен и большую часть прибыли реинвестировал в бизнес. Он постоянно снижал себестоимость продукции, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату труда. Режим на его заводах был казарменным. Существовали недельные нормы для рабочих, за невыполнение которых их увольняли. Подчиненные Карнеги работали по 12 часов в день с одним выходным в неделю. Но при этом Эндрю пытался закрепить за собой репутацию прогрессивного промышленника новой эры, символа демократизации рабочих отношений: он выступал в защиту рабочих и предлагал властям укреплять институт профсоюзов. «Работа, — писал он позднее в одной из своих книг, — единственная собственность рабочего. И он имеет право за нее бороться. Заповедь труда: не пожелай работы ближнего своего». В 1888 году Карнеги купил компанию Homestead Steel Works, которой принадлежал крупный сталелитейный завод в США, 685-километровая железная дорога и пароходство. К этому времени бизнес-империя Карнеги включала Edgar Thomson Steel Works, Pittsburgh Bessemer Steel Works, Lucy Furnaces, Union Iron Mills, Union Mill (Wilson, Walker & County), Keystone Bridge Works, Hartman Steel Works, Frick Coke Company и Scotia ore mines. Спустя год Карнеги объединил все свои активы под крылом компании Carnegie Steel. Выпуск продукции компании превышал объемы производства всей сталелитейной промышленности в Великобритании, компания была самой крупной в США. В корпорацию вошли угольные и рудные месторождения, железные дороги, пароходства, строители железнодорожных мостов и, конечно, сталелитейные заводы. В 1892 году по Америке прокатилась волна забастовок с требованием 8-часового рабочего дня, повышения зарплат, введения большего количества выходных. На Carnegie Steel в Хомстеде стачка была самой массовой. В 1889 году им удалось договориться с Карнеги: бизнесмен пошел на уступки и ввел новые, более мягкие правила работы на своих заводах. Но в 1892 году договор между профсоюзом Carnegie Steel и руководством компании истек. Карнеги ввел новое положение об условиях труда — более жесткое, чем до подписания договора с рабочими. Предвидя недовольства, Эндрю Карнеги отбыл в Швейцарию. Когда началась стачка, председатель правления Carnegie Steel Генри Фрик, недолго думая, вызвал отряд частной сыскной полиции. Противостояние длилось 14 часов, девять рабочих и три полицейских были убиты, десятки бастовавших — ранены. По приезду из Швейцарии, когда беспорядки улеглись, Карнеги уволил Генри Фрика. Однако историк Дэвид Демарест, один из биографов Карнеги, считает, что в позоре Америки, как писали тогда европейские и американские газеты, виноват Карнеги. «Он дал управляющему полную свободу действий. Да, Карнеги находился за границей, но он был в курсе дела. И если бы захотел, то мог бы вмешаться, послать телеграмму, заявить, что он против применения силы. Карнеги предоставил управляющему делать грязную работу и дал на нее разрешение. Карнеги много потерял в глазах американцев. Он уничтожил профсоюзы сталелитейщиков и тем самым затормозил развитие демократических отношений в американской промышленности почти на 50 лет. Карнеги помог создать особый тип небольшого американского города, всю жизнь которого определяла одна корпорация. Тех, кто пытался создать профсоюз, выгоняли с работы и просто выставляли из города». После подавления стачки на Carnegie Steel 1800 человек были уволены, изгнаны из города, а руководители забастовки занесены в черные списки.Сделка века К 1900 году выручка корпорации Carnegie Steel составляла $40 млн. Большей частью прибыли распоряжался сам Эндрю Карнеги, поскольку владел контрольным пакетом акций Carnegie Steel. В 1901 году 66-летний Карнеги выставил свой холдинг на продажу. Первым на предложение откликнулся нефтяной магнат Джон Рокфеллер. За Carnegie Steel Рокфеллер предложил $100 млн. Карнеги хотел выручить за свой актив значительно больше. Он пустил слух о том, что его компания собирается строить собственную железную дорогу. «Новость» была рассчитана на короля железных дорог Джона Моргана, с которым Карнеги воевал на протяжении 20 лет (бизнесмены делили сферы влияния сначала в железнодорожном бизнесе, затем в металлургии). «Не было никаких адвокатов, никаких документов. Сделка века прошла так, как будто мальчишка посыльный пошел в бакалейную лавку со списком продуктов, — описывает сделку историк Остин Хоут. — Карнеги передал Моргану листок с цифрой $480 миллионов. И Морган ответил запиской с одним словом: «Ол райт». Когда подписывали купчую, Морган сказал: «Поздравляю, мистер Карнеги, вы теперь самый богатый человек в мире». Партнером Моргана в сделке с Карнеги стал Элберт Гэри, владелец металлургической Federal Steel Company. На основе приобретенной Carnegie Steel, Federal Steel Company и еще нескольких сталелитейных компаний Морган основал корпорацию US Steel. Усовершенствование человечества Из заплаченных Морганом $480 млн за Carnegie Steel $450 млн ($127 млрд в перерасчете на нынешние деньги) Карнеги попросту раздал. Последние годы жизни он посвятил благотворительной деятельности. Наследникам (жене и дочери) Эндрю Карнеги завещал всего $20 млн, остальную часть капитала пожертвовал на «усовершенствование человечества». Избавившись от бизнеса, Карнеги стал писать статьи о политике и социальных вопросах. В своих трудах он предлагал крупным бизнесменам жить скромно, без излишеств. Любой предприниматель, по мнению Карнеги, должен был оставить небольшое наследство сыновьям, а остальное раздать «для улучшения участи бедных собратьев». Эндрю Карнеги открыл 3 тыс. библиотек в США и Европе, финансировал университеты, предоставлял учителям и студентам гранты, основал 10 благотворительных фондов с капиталом от $10 до $50 млн. Оставшиеся после смерти бизнесмена $30 млн были розданы благотворительным фондам.Шесть правил успеха Эндрю Карнеги 1. Определите точное количество денег, которое вы хотели бы иметь. Недостаточно сказать: «Я хочу иметь много денег». Будьте точны и конкретны. 2. Честно скажите себе, чем вы готовы заплатить за желаемое богатство. 3. Наметьте срок, к которому будете обладать этими деньгами. 4. Составьте конкретный план действий для выполнения вашего желания и начинайте действовать немедленно, независимо от того, готовы вы реализовать его или нет. 5. Запишите все обдуманное: количество денег, время, к которому хотите их иметь, чем вы готовы пожертвовать в обмен, план действий. 6. Каждый день перед отходом ко сну и утром после пробуждения с закрытыми глазами проговаривайте вслух с чувством, толком, расстановкой свои записи. Читая, представляйте, чувствуйте и верьте в то, что деньги уже ваши. Из книги «Думай и богатей» американского журналиста Наполеона Хилла Дело жизни Карнеги В первый год после образования US Steel оставалась крупнейшей на рынке США: корпорация произвела 67% американской стали. Капитализация US Steel достигала $1,4 млрд (компания стала первой в мире с миллиардной капитализацией). К 1911 году доля компании на американском металлургическом рынке составляла 50%. В 1970-х US Steel немного сдала позиции, однако осталась самой крупной металлургической компанией в США (сейчас занимает 7-е место в мире по объемам выпуска стали). Карьера стального благотворителя 1835 — родился в Данфермлине (Шотландия) 1848 — переехал в США, работает в шпульной мастерской на ткацкой фабрике 1855 — телеграфист и личный помощник заведующего Питтсбургским отделением Пенсильванской железной дороги Томаса Скотта 1859 — стал заведующим Питтсбургского отделения Пенсильванской железной дороги 1862 — основал компанию по строительству железных мостов Keystone Bridge Works 1865 — компания Keystone Bridge Works занялась производством стальных мостов 1875 — открыл первый в США сталелитейный завод Edgar Thomson Steel Works 1881 — годовой доход Карнеги составил $1 млн 1888 — купил Homestead Steel Works (компания контролировала 25% производства стали и железа в США) 1889 — объединил свои активы в холдинг Carnegie Steel 1892 — на Homestead Steel Works состоялась крупнейшая за всю историю США забастовка рабочих 1900 — доходы Carnegie Steel достигают $40 млн 1901 — Карнеги продал бизнес финансисту и промышленнику Джону Пирпонту Моргану, занялся благотворительностью

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal