20 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


«Газпром»: труба в обход Ахметова.



В 2008 году поставки украинских труб большого диаметра для «Газпрома» могут упасть до рекордно низкой отметки, вплоть до полного отказа монополии закупать иностранную продукцию. Россия, запуская новые проекты по строительству газопроводов, рассчитывает обойтись без украинцев и этим заставляет их искать рынки сбыта в другом полушарии.Трубный пирог без Ахметова«Газпром» ежегодно увеличивает закупку труб. Согласно данным монополии, в прошлом году поставки трубной продукции составили рекордные 950 тыс. т, из которых 867 тыс. т пришлось на ТБД. Однако это вовсе не радует крупнейшего украинского производителя ТБД «Харцызский трубный завод» Рината Ахметова. Из года в год «Газпром» наращивает закупки у российских производителей. Так, если в 2003 году доля россиян достигала лишь 45%, в 2004-м – 63%, в 2005-м – 69%, то в 2006-м – уже порядка 76%.Согласно данным дочернего предприятия «Газкомплектимпэкс», обеспечивающего «Газпром» трубами и соединительными деталями, сейчас украинские трубники обеспечивают «Газпром» на 15–17% от его ежегодных потребностей. Российские производители отгружают 77% от общего объема, остальное приходится на импорт из стран дальнего зарубежья. Таким образом, Украина, т.е. ХТЗ, продает чуть больше 160 тыс. т. Причем в этом году эта цифра может снизиться, т.к. не исключено сокращение закупок на 50–80 тыс. т.Более того, проблемы у ХТЗ могут оказаться серьезнее, если подтвердится неофициальная информация о том, что «Газпром» может полностью отказаться от закупок украинских труб в 2008 году. Сейчас при мощностях 1,5 млн. т в год харцызское предприятие производит около 600 тыс. т в год, а портфель заказов превышает 700 тыс. В этом году завершились поставки труб в рамках первой очереди проекта Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), объем которых составил 330 тыс. т. Если «Газпром» перейдет на российские трубы, у ХТЗ возникнет «пробоина» в продажах в более чем в половину производства.Проблема усложняется тем, что большинство проектов России по строительству новых газо- и нефтепроводов стартуют только к концу 2008 года (например, вторая нитка ВСТО, «Алтай»). Кроме того, для Nord Stream, по предварительным данным, в 2008–2009 годах около 850 тыс. т из общего объема поставит немецкая Europipe, 280 тыс. т – российский Выксунский металлургический завод и порядка 100 тыс. т японские компании.Мега- и гига-В последние несколько лет россияне начали перекраивать сложившуюся в СССР систему газо- и нефтепроводов. Часть из этих проектов носят сугубо экономический характер, другие же в большей части преследуют геополитические цели. К числу наиболее масштабных объектов, которые планируется построить в 2007–2015 годах относят крупнейшие газопроводы «Северный поток» (Nord Stream), «Южный поток» (South Stream), «Прикаспийский», «Голубой поток», «Алтай» и нефтепроводы ВСТО и Бургас – Александрополис.С каждым годом потребности «Газпрома» в ТБД будут расти. Так, в ближайшие годы монополия намерена закупать 1–1,2 млн. т труб, а с учетом всех объявленных масштабных строек объемы закупок «Газпрома» в 2009–2015 годах должны возрасти в среднем в 2–3 раза.Из перечисленных проектов практически реализовываться начал только Nord Stream, который обеспечит прямые поставки российского природного газа в Западную Европу. Сырьевой базой Nord Stream определено Штокмановское месторождение. Строительство сухопутного участка газопровода (917 км) началось в декабре 2005 года и сейчас находится на заключительной стадии.К строительству морского участка Nord Stream протяженностью 1,2 тыс. км планируется приступить в июле 2009 года, после того как участники проекта устранят все разногласия с Польшей, Эстонией, Финляндией и Швецией относительно экологических и политических проблем, возникающих в ходе его реализации. Объем инвестиций в морскую часть газопровода оценивается, по последним данным «Газпрома», в 6 млрд. евро, а по данным Nord Stream AG – в 5 млрд. евро.Еще одним грандиозным проектом, который может стартовать в следующем году, является газопровод «Алтай» из Западной Сибири в Китай. Готовность Пекина идти на любые издержки для компенсации дефицита «голубого топлива» способствует заинтересованности «Газпрома» в его реализации. Более того, в случае ухудшения финансового состояния российской монополии, что может привести к замораживанию некоторых транспортных проектов с ее участием, «Алтай», по всей видимости, останется одним из «неприкасаемых».Общая протяженность газопровода, который пройдет по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай, – почти 2,7 тыс. км. Маршрут должен заработать в 2011–2012 годах. Общая стоимость проекта – $12 млрд.Помимо северного обходного газопровода (Nord Stream) в следующем году «Газпром» надеется приступить к строительству еще одного – «Южный поток» (South Stream). Согласно плану 900-километровая труба пройдет через акваторию Черного моря, местами пролегая на глубине более 2 тыс. м. Дойдя до Болгарии, она раздвоится: одна ее часть пойдет в Австрию и Словению, другая – на юг Италии.Сейчас проект находится на стадии ТЭО, однако его продвижение осуществляется довольно быстрыми темпами. Морской участок проекта будет принадлежать «Газпрому» и итальянской компании ENI, а к участию в наземной сети газопроводов будут привлечены и другие страны, в том числе Болгария и Греция. Сырьевой базой «Южного потока» станет газ из Центральной Азии. К слову, именно этот газ сейчас поставляется в Украину.К числу больших транспортных проектов, которые, тем не менее, имеют низкие шансы на практическую реализацию, в ближайшем будущем относят Прикаспийский газопровод. В этом году президенты России, Казахстана и Туркмении подписали совместную декларацию о его строительстве, которое должно начаться в 2008 году. Предполагается, что Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении – 360 км и Казахстана – 150 км, и затем состыкуется с уже существующим газопроводом Средняя Азия – Центр в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе, запущенном еще в 1967 году. Действующий трубопровод стороны договорились реконструировать.Что касается «Голубого потока», который должен был поставлять газ в Турцию, а далее в страны Юго-Восточной и Южной Европы, то этот проект на данный момент приостановлен. Сейчас работает только первая его очередь, однако после того как Стамбул, воспользовавшись статусом монопотребителя газа, транспортируемого по «Голубому потоку», заставил Россию пересмотреть условия импорта в невыгодную сторону, «Газпром» решил отказаться от расширения данной трубы.Что до нефтяных транспортных проектов, то сегодня полным ходом идет строительство трубы Восточная Сибирь – Тихий океан и нефтепровода Бургас – Александрополис (находится на завершающей стадии). Российская «Транснефть» обещала построить первую очередь ВСТО до конца 2008 года, однако до весны 2007-го даже не начала строительство, в результате этого прокладка некоторых участков запаздывает на три-четыре месяца. Считается, что задержка со строительством была инициирована мощным железнодорожным лобби РФ, которое сейчас зарабатывает огромные прибыли на транспортировке «черного золота» в Китай. Однако новое руководство «Транснефти» обещает, что ВСТО будет-таки построен. Тем более что во всю анонсируют строительство второй ветки ВСТО, которое планируют начать с декабря 2008 года.Трубный апокалипсисСтоит отметить, что грандиозные планы «Транснефти» и «Газпрома» по прокладке новых транспортных маршрутов могут наткнуться на дефицит финансовых ресурсов и сокращение прироста добычи энергоносителей. В связи с этим часть из проектов будет либо заморожена, либо отодвинута на неопределенное будущее.Но, несмотря на этот факт, завод Ахметова мог бы побороться за тендеры. Впрочем, по-видимому, отстранение украинских поставщиков – дело решенное. Перед российскими трубниками и металлургами «Газпром» поставил четкую задачу – выйти на полное обеспечение монополии трубами российского производства. В Стратегии по развитию российской металлургии до 2015 года говорится о необходимости увязать инвестиционные программы естественных монополий Российской Федерации с возможностями металлургов и трубников.Так, «Газпром» договорился с «Магниткой» о производстве необходимого для трубников штрипса в обмен на дешевый газ для меткомбината. В то же время трубным компаниям поставлена задача до 2010 года довести производство ТБД до 6 млн. т, что полностью удовлетворит потребности «Газпрома». По прогнозам чиновников, спрос на стальные трубы к 2015 году увеличится на 52% по сравнению со спросом в 2005 году и достигнет 11,7 млн. т.Политические мотивы решения «Газпрома» относительно украинских труб очевидны. В расчет не берется даже то, что они дешевле российских аналогов в среднем на 20%. В «Метинвесте», управляющем ХТЗ, говорят, что основным рынком сбыта продукции станет Южная Америка. «Рынок Южной Америки, в частности Бразилии, имеет хорошие перспективы. Спрос на трубы большого диаметра в этих странах будет обусловлен планируемым строительством двух крупных трансконтинентальных газопроводов: Венесуэла – Бразилия – Аргентина протяженностью 10 тыс. км и Боливия – Парагвай – Уругвай протяженностью 2 тыс. км», – заявил в СМИ директор по продажам дивизиона стали и проката «Метинвеста» Андрей Пархомчук. Но украинцам стоит поторопиться с вхождением на этот рынок – уже осенью нынешнего года российская ТМК осуществила первые поставки труб в Венесуэлу, дружественную режиму Путина.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal