28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


«Прощайте ноги…»



    «Всё страньше и страньше! — вскричала Алиса. ...
 - (В эту минуту она как раз взглянула на ноги и увидела,  как
стремительно  они  уносятся вниз.
 Еще мгновение -- они скроются
из виду)… - Прощайте, ноги!»
Л. Кэрролл
Добыча и производство некоторых цветных металлов, которые в зарубежных источниках обычно называют "малыми" (minor metals или сокращённо  minors), таких как галлий, германий, индий, рений, селен, кадмий, кобальт, связаны с такими металлами мирового значения, как медь, никель, свинец и цинк, в добыче и производстве которых эти "малые" металлы (ММ) являются побочными продуктами. Объёмы рынков ММ колеблются в большом диапазоне: от 60 тонн в год для рения до свыше 30000 тонн для кобальта.
                   Во всём мировом металлургическом комплексе в ходе процессов, связанных с производством и потреблением металлов, являющихся побочными продуктами, возникают серьёзные проблемы, которые зачастую делают невозможным регулирование предложения на рынках, а значит, цены на ММ. Иногда возникает ощущение, что ММ, как ноги сказочной Алисы, оторвались от всего, на что можно опереться при анализе.
                 На сегодняшние поставки ММ могут влиять решения, принимаемые в зависимости от географических факторов и коммерческой выгоды, как она понималась когда-то: примером может служить состояние медного горно-добывающего комплекса в Америке и география добычи селена, получаемого попутно из шламов при электролитической очистке меди. Тридцать лет назад на медных объектах США ежегодно добывались и перерабатывались миллионы тонн медного сырья. К настоящему времени этот объём сократился до сотен тысяч тонн. Однако в качестве побочного продукта селен производится в Северной Америке, а вовсе не в Южной, несмотря на существенный рост добычи медного сырья именно в Южной Америке. Противоположный пример с рением – важнейшим металлом для современной аэрокосмической и нефтехимической промышленности. В 70-е г.г. ХХ века из США в Чили было переведено производство рения и с тех пор Molimet (комбинат Molibdenos y Metales S.A)  уже 30 лет является крупнейшим производителем первичного рения (более 60% мирового производства). В США же только одно предприятие Phelps Dodge  производит около 6-7 тонн/год, добывая его из медно-молибденовых концентратов шахты Sierrita в Аризоне (США). А в 2007 г. цены на рений из-за острого дефицита взлетели до 6-7- тыс. долл./кг.
             Поскольку рынки ММ крайне малы по сравнению с рынком любого базового металла, то решения, принимаемые одним-двумя крупными игроками, могут существенно повлиять на эти крохотные рынки. Так, мировые цены на индий до 80-х г.г. определялись, в основном, компанией Indium Corporation of America (ICA), которая зафиксировала их в 1945 г. на уровне 72 $/кг и не меняла до 1963 г. А с конца 90-х г.г. крупнейшим игроком на рынке индия стал Китай, который заполнил рынок дешевым материалом. С 2000 по 2003 г.г. он стал стоить 7080 долл./кг, и  казалось, никогда индий не займет достойного его положения. Но Китай занял место главного мирового поставщика,  цена на индий стала расти и в январе 2005 г. составила уже 900 долл./кг,. В 2007 г. вмешался другой крупный игрок, мечтающий занять место поставщика для японцев – Korea Zinc Corp. И в результате его агрессивной политики продаж, в январе 2008 г.  цена на индий составила только 550 долл/кг.
        На поставки ММ могут влиять сочетание фаз роста спроса на ММ и фаз развития того базового металла, попутно к которому они получаются. Как отмечалось, ММ выделяются или восстанавливаются на разных стадиях переработки тех или иных "главных" металлов. Например, в ежегодном производстве теллура, колеблющемся в от 200 до 250 тонн/год, значительный объём, как и для селена, восстанавливается из анодных шламов меди. С начала 1970-х годов теллур стали использовать впервые для производства катализаторов. Рынку потребовались дополнительные объемы теллура. Но это совпало со спадом в медной промышленности, уменьшением количества шламов и со снижением выпуска Те, что привело к повышению цен на теллур (до 3540 долл/кг в середине 70-х г.г.). Обратная картина наблюдалась через несколько лет.  Спад в сталелитейной промышленности в начале 1980-х годов обусловил уменьшение спроса на теллур (основное применение теллура – добавка в сталь для улучшения свойств) и резкое падение его цен.
               Следующий их скачок произошел в начале 1987 г. бла¬годаря росту потребности в теллуристых ста¬лях в сочетании с вновь сократившимся к тому вре¬мени объемом выпуска Те. В 19881989 гг. цена на Те достигла максимума ~ 77 долл./кг. После 1980-х г.г., медная промышленность переживала подъем, произошло увеличение выпуска теллура, возникло его избыточное предложение и цены начали снижаться. Но, в январе  2008 г. цена на теллур превысила 140 долл/кг.
                    На поставки ММ могут влиять изменение технологий получения «базового» металла. Например, мировой рост производства меди теперь не означает автоматически пропорционального роста объемов производства селена и теллура. Новая технология выщелачивания меди из халькопиритных руд, разработанная в начале 90-х г.г. впервые Phelps Dodge и Placer Dome (т.н. SW-EW технология или «обжиг»-«выщелачивание»-«электроэкстракция»), является альтернативой традиционной технологии выплавки и получению меди из медных катодов. Эта технология обладает рядом экономических преимуществ для производства меди, но при этом не происходит образования электролитных шламов с селеном. Объемы производства в мире  меди по этой технологии  постоянно растут. Если мировое производство меди увеличится до 2011 гг. на 3,8 млн. тонн – до 24,4 млн. тонн, то около 2,3 млн. тонн добавленных мощностей увеличения придется на электролитическую медь, а 1,5 млн. тонн – на электрохимическую. (Среднегодовое увеличение производства последней ожидается на уровне 7,4%, первой – порядка 2,4%.)
Уменьшение (или, по крайней мере, небурный рост) объемов  шламов, из которых может извлекаться селен, совпал с резким ростом спроса на него в Китае в 2005 г. Цены подскочили выше всех исторических максимумов - до 120 долл./кг. Некоторые компании на рынке меди, например УГМК, заранее пошли на инвестиции в производство селена - УГМК в 2002 году начала производство гранулированного селена, а 2005 году ввела в эксплуатацию линию по производству селена в слитках. Всплеск цен в 2005 г. подтвердил правильность выбранной стратегии, и УГМК в полной мере извлекло выгоды от сложившейся ситуации.  В 2007 году производство селена на УГМК составило более 90 тонн по сравнению с 86 тонн в 2005 году. Цены же на селен в 2007 г. колебались от 66 до 99 долл./кг.
             Сложные хитросплетения в комплексе добычи и производства ММ хорошо иллюстрируются и на примере кобальта, добыча которого тесно связана с медью и никелем, но производство практически не пересекается с этими металлами. Зависимость поставок кобальта от разработки новых месторождений в настоящее время несколько снизилась за счёт увеличения переработки отвалов-хвостов на медно-кобальтовых добывающих объектах - причём зачастую из этих отвалов уже извлечена медь.
               Но отнюдь не каждое имеющее промышленное значение месторождение меди содержит кобальт - самым ярким примером служат крупные рудные поля в Южной Америке. Серьезные для рынка меди перебои с добычей на рудниках Ecsondida и Chuquicamata никак не сказались на положении на рынке кобальта. Другой пример - расширение принадлежащего Boliden медного рудника Айтик (Aitik) на севере Швеции имеет значение для рынков золота и молибдена, но никак не кобальта.
                По данным CDI (Международного института развития кобальта) поставки за счёт новых объектов в дальней перспективе могут составить около 17 тыс. тонн содержания кобальта, и значительная часть этого объёма будет обеспечена за счёт новых никелевых проектов. В настоящее баланс на рынке кобальта поддерживается за счёт добычи на медно-кобальтовых месторождениях в Конго. Цены на кобальт в 2007 г. с 49 долл./кг подскочили до 93 долл./кг.
      На ММ могут влиять и факторы большой политики. Так, 80-90-е г.г. ХХ века галлий практически весь использовался для производства микросхем военного назначения на  арсениде галлия. В начале 1990-х годов спад цен на галлий во многом был обусловлен спадом потребности из-за окончания «холодной войны» и выбросом на рынок больших количеств материала из госрезервов стран бывшего СССР.    В 2007 г. галлий, начав с 400 долл/кг, вдруг поднялся до 850 долл/кг к середине года, а потом также стремительно спланировал до 600 долл,кг.    
Кадмий обычно является побочным продуктом для цинка и свинца и отделяется на стадии плавления. Производство цинка и свинца последние годы неуклонно растут, и как следствие, возрастают поставки необработанного кадмия. Однако при этом поставки рафинированного кадмия практически не изменяются. Это связано с перспективами кадмия в Европе, в первую очередь, с будущим сектора источников питания. Как известно, ЕС всячески ограничивает использование кадмия из-за его токсичности, поэтому спрос на кадмий и его поставки в Европе сокращаются.
 Около 82% мировых поставок рафинированного кадмия приходится на никель-кадмиевые источники питания, однако после ограничений на их производство в Европе будут затронута одна треть потребления кадмия. В результате роста производства цинка в Европе и сокращения использования кадмия возможно наличие "свободного" кадмия, чаще всего в виде твёрдых отходов, но производство никель-кадмиевых батарей растет в Азии, происходит перевод производств в Азию и, как следствие, растет спрос на кадмий в Азиатском регионе. Пока это позволит держать мировое потребление кадмия на существующем уровне. В 2007 г. цены на кадмий, стартовав с 4.18 долл./кг, поднялись до 13 долл/кг, но к концу года составили 7 долл/кг.
В очень отдалённой пока перспективе, по мнению некоторых экспертов, возможно прекращение применения никель-кадмиевых источников питания вследствие перехода на новые типы батареек и аккумуляторов, что может привести к общему значительному спаду в использовании кадмия. Поскольку кадмий "никуда не денется" из концентратов биржевых металлов его возможный избыток может стать проблемой. Но вряд ли мы столкнемся с этой проблемой в ближайшие годы.

Наумов А.В. 2008 г. ООО «КВАР»


Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal