17 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


ОМЗ испугались участи ЮКОСа? Поспешность слияния и отдельные детали сделки по объединению ОМЗ и «Силовых машин» вызывает у экспертов много вопросов. По их мнению, у слияния могла быть политическая подоплека.



Вчера «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и концерн «Силовые машины» объявили о слиянии. Компании объединятся как равные: акционеры «Силовых машин» получат 50% акций ОМЗ, которым, в свою очередь, перейдет 100% акций «Силовых машин». Как отмечается в совместном пресс-релизе ОМЗ и «Силовых машин», «объединение компаний позволит привлекать большие ресурсы и реализовывать более крупные проекты», а также будет способствовать снижению трансакционных издержек и административных расходов в рамках новой компании. Между тем аналитики восприняли сообщение об объединении компаний с недоумением. По их словам, ОМЗ продешевило, сливаясь с «Силовыми машинами» на равных, и это может вызвать недовольство у миноритарных акционеров компании, а эффект от объединения будет, скорее всего, минимальным. Поэтому поспешность слияния объясняется недовольством гендиректором ОМЗ Кахой Бендукидзе во властных структурах. ОМЗ – крупнейшая российская компания в области тяжелого машиностроения. Выручка компании в 2002 г. по US GAAP составила 435,4 млн долл., чистая прибыль – почти 40 млн долл. Крупнейшим частным акционером компании является ее глава – Каха Бендукидзе, которому принадлежит 25,93% акций ОМЗ. Контрольный пакет акций принадлежит институциональным инвесторам, как российским, так и иностранным. Концерн «Силовые машины» – ведущий российский производитель и поставщик оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций. Выручка компании в 2002 г. по US GAAP составила 276,4 млн долл., чистая прибыль – 1,5 млн долл. Крупнейшими акционерами концерна является ХК «Интеррос» (около 76%) и Siemens (4,95%). «Идея объединения ОМЗ и «Силовых машин» возникла более двух лет назад, – заявил на пресс-конференции, посвященной объединению компаний, Каха Бендукидзе. – С середины лета 2003 г. начались интенсивные переговоры о слиянии, в результате которых и была достигнута объявленная договоренность». По словам г-на Бендукидзе, компании объединятся как равные: акционеры концерна «Силовые машины» получат 50% акций ОМЗ, а в собственность ОМЗ перейдет 100% акций «Силовых машин». Для этого «Объединенные машиностроительные заводы» проведут внеочередное собрание акционеров, на котором будет утверждаться дополнительная эмиссия акций, предназначенных для обмена на акции «Силовых машин». В результате сделки, по словам главы «Интерроса» Владимира Потанина, в России появится машиностроительный холдинг с оборотом более 1 млрд долл. и капитализацией свыше 500 млн долл. По предварительной информации, в уставном капитале новой компании («ОМЗ – Силовые машины»), которая будет создана до конца 2004 г., 35% будет принадлежать ХК «Интеррос» и 17,5% нынешнему менеджменту ОМЗ. По словам представителей объединяющихся концернов, новая компания сосредоточится на инжиниринге, производстве и маркетинге оборудования для электроэнергетики, в том числе для АЭС и ГЭС. При этом до 70% продаж компании придется на энергетическое оборудование. «Объединение компаний позволит привлекать большие ресурсы и реализовывать более крупные проекты», а также будет способствовать снижению трансакционных издержек и административных расходов в рамках новой компании, – полагает г-н Бендукидзе. – Увеличение капитализации компании «ОМЗ – Силовые машины» позволит удешевить займы и выпускать евробонды в объемах на 150–200 млн долл., а также использовать другие финансовые инструменты». Опрошенные RBC daily аналитики согласились, что у новой компании больше перспектив для развития, но были очень удивлены внезапностью и условиями сделки. «Для меня это стало сюрпризом, как, наверное, и для остальных, – сказала RBC daily аналитик ИК UFG Елена Сахнова. – Идеи подобного рода иногда высказывались, но на них всегда была очень жесткая реакция с обеих сторон». «Экономических предпосылок для срочного объединения ОМЗ и «Силовых машин» (тем более именно сейчас) на рынке не было и нет, – сообщил RBC daily аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов. – У каждой компании есть портфель заказов на несколько лет вперед». Тем не менее, по словам Елены Сахновой, обе компании серьезно заинтересованы в увеличении своей рыночной капитализации и их слияние, несомненно, будет этому способствовать, а поэтому выгодно для акционеров обеих компаний. С ней согласен и Сергей Суверов из Банка ЗЕНИТ. «Главная цель – повысить капитализацию бизнеса», – заявил он RBC daily. Правда, г-жа Сахнова высказала сомнение в том, что слияние компаний будет способствовать существенному сокращению издержек и росту рентабельности бизнеса. «Любое объединение преследует целью сокращение издержек, – полагает Елена Сахнова. – В данном случае, однако, я не вижу больших резервов по их сокращению, поскольку найти синергию между такими разными видами бизнеса, которые есть у ОМЗ и «Силовых машин», будет тяжело». По ее словам, компании, конечно, смогут сэкономить на совместных закупках металла, сокращении персонала. «Но большого эффекта синергии от объединения и увеличения рентабельности компаний я не ожидаю», – заключила г-жа Сахнова. Впрочем, Сергей Суверов придерживается несколько иного мнения. «Определенная синергия от объединения компаний будет, – говорит он. – Создается более крупная компания, которая будет привлекательнее для инвесторов. Они снизят стоимость закупок материалов и привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, компании объединят усилия в энергетическом машиностроении, что может позволить им активнее бороться за новые контракты». Г-на Суверова больше смущают сроки и условия сделки. «ОМЗ и «Силовым машинам», прежде чем объявлять об условиях объединения, необходимо было провести международную оценку, чтобы не определять стоимость компаний «на глазок», – считает Сергей Суверов. – Стоимость компаний рассчитали мажоритарные акционеры, но есть еще миноритарные акционеры, которые могут вполне оспорить такие условия объединения». По его словам, тот факт, что к определению условий объединения не был привлечен независимый оценщик, является нарушением прав миноритарных акционеров. Директор по связям с общественностью ОМЗ Андрей Онуфриев не согласен с такой трактовкой слияния. «Привлечение независимого оценщика – это долгая и дорогостоящая процедура, – заявил он RBC daily. – И неизвестно, удовлетворил бы обе стороны результат оценки, а тогда и сделки о слиянии компаний просто бы не было». По словам г-на Онуфриева, каждый акционер ОМЗ на внеочередном собрании сможет показать свое отношение к планам слияния с «Силовыми машинами» и предложенным условиям. Отсутствие независимой оценки стоимости бизнеса объединяемых компаний вызвало у экспертов различные точки зрения и на то, какая из сторон больше проиграла. Сергей Суверов из Банка ЗЕНИТ считает, что «Силовые машины» стоят несколько дороже и имеют больший потенциал роста. Однако есть и другое подход. «На наш взгляд, ОМЗ недооценили, – заявили RBC daily в одной ведущей инвестиционной компании. – Однако трудно представить себе человека, который бы мог обмануть Каху Бендукидзе». Между тем в 2001–2002 гг. ОМЗ показали значительно более высокие темпы прироста выручки и прибыли, чем «Силовые машины», а бизнес компании более диверсифицирован, что позволяет компании быть более финансово устойчивой. Так, по прогнозам Елены Сахновой из ОФГ, выручка ОМЗ в 2003 г. составит 537 млн долл., что на 72% выше уровня 2001 г. Напротив, доход «Силовых машин» по итогам текущего года вряд ли превысит уровень выручки ОМЗ двухлетней давности (313,1 млн долл. в 2001 г.). Николай Иванов из ИК «Проспект» считает, что в столь стремительной сделке была неэкономическая компонента, которая и снимает большинство вопросов по условиям ее проведения. «Сделка слияния имеет явную политическую составляющую, – заявил он RBC daily. – Можно предположить, что сделка по установлению ОМЗ контроля над «Атомстройэкспортом» (эта сделка вызвала недовольство Минатома – прим. RBC daily) могла стать детонатором в отношениях Кахи Бендукидзе с госчиновниками, и ему намекнули, что он может потерять весь свой бизнес. В такой ситуации объединение с «Силовыми машинами», наверное, оказалось самым лучшим выходом из ситуации». Аналитика несколько смущает и сам формат объединения – 50 на 50. «На сделку по объединению ОМЗ и «Силовых машин» Владимир Потанин мог пойти только в том случае, если был бы уверен, что получит полный контроль над новой компанией, – полагает г-н Иванов. – Возможно, что между Владимиром Потаниным и Кахой Бендукидзе существует договоренность о том, что «Интеррос» докупит акций новой компании по фиксированной цене, чтобы увеличить свою долю до контрольного пакета. Вряд ли без такой договоренности «Интеррос» пошел бы на слияние активов». Отдел компаний

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal