23 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Российский лом спасет Европу – Фернандо Дуранти.



Интервью с президентом Международного бюро по переработке промышленных отходовНа фоне ценового «ралли» на продукцию металлургической промышленности с начала 2004 г. участились разговоры о том, что оно только в небольшой степени стало следствием роста мировых цен на металлопрокат. В результате в начале апреля даже был оформлен депутатский запрос на предмет ценового сговора на металлургическом рынке. Между тем, несмотря на благоприятную конъюнктуру, представители ряда поставщиков металлолома – одного из основных источника сырья для металлургов – продолжают жаловаться на «грабительские» цены на их продукцию и ратуют за отмену экспортных пошлин на металлолом. О том, как в будущем будет развиваться российский рынок металлолома и что будет ждать отечественных ломопереработчиков за границей в случае, если таможенные барьеры будут смягчены, корреспондент RBC daily Дмитрий Коптюбенко побеседовал с президентом Международного бюро по переработке промышленных отходов (Bureau of International Recycling) Фернандо Дуранти (Fernando Duranti). - Г-н Дуранти, как можно, на Ваш взгляд, охарактеризовать текущую ситуацию на мировом рынке металлолома? - Основная тенденция последнего времени заключается в том, что большинство европейских переработчиков металлолома начали в массовом порядке экспортировать его на Дальний Восток. Причина этому – более высокая цена, которую предлагают китайские компании. Европейские закупщики попросту не могут себе позволить такие расходы. Возьмем, к примеру, такую страну, как Италия. Раньше она никогда не экспортировала свой металлолом на Дальний Восток, однако уже в течение последних двух месяцев львиная доля итальянского металлолома уходит в Китай. Это уже привело к недостатку металлолома у местных потребителей. Металлолом экспортируется и из французского Марселя, и с немецких территорий, близких к Роттердаму. Итальянские дилеры, которые традиционно закупали металлолом во Франции, Германии и у местных поставщиков, теперь не могут получить его. Немного более благоприятная ситуация в других странах. Великобритания имеет небольшой внутренний спрос на металлолом, за исключением алюминия, и традиционно экспортирует его, небольшой спрос на металлолом и в Голландии. Однако в целом рост спроса со стороны китайских промышленников – основная проблема европейских игроков на этом рынке. Европейская промышленность, связанная с металлоломом, попросту погибает из-за возросшего экспорта в Китай. - Насколько долго будет продолжаться рост закупок металлолома китайскими потребителями? - На данный момент можно наблюдать повышающуюся тенденцию спроса. Думаю, что она еще продолжится в течение некоторого времени. В дальнейшем темпы роста спроса будут сокращаться, а затем он стабилизируется. По слухам, к настоящему времени ряд отраслей китайской промышленности, предъявляющих спрос на металлолом, уже начал сокращать темпы своего развития, страдая от затоваривания складов готовой продукции. Как следствие, у этих потребителей будет возрастать напряженность с оборотным капиталом, и по достижении некоторого момента можно будет ожидать снижения темпов роста закупок металлолома. Однако в ближайшее время это не произойдет. В любом случае, складывающаяся в настоящее время ситуация не имеет аналогов. - Какие есть пути решения проблемы дефицита металлолома на европейском рынке? - Прежде всего правительство Китая должно навести порядок с закупками металлолома. Ему необходимо учредить специальную программу развития металлопотребляющих отраслей, что не будет расходиться не только с международными, но и с их собственными интересами. Сейчас же китайский рынок развивается без какого-либо контроля со стороны властей. В один прекрасный день этот «пузырь» может лопнуть, и это будет плохо для них же самих. Кроме того, спасти погибающую из-за возросшего экспорта в Китай европейскую промышленность, связанную с металлоломом, может увеличение экспорта металлолома из России. Европейцы крайне заинтересованы в усилении контактов с российскими производителями, чему может способствовать устранение ненужных барьеры на вывоз металлолома из России. В результате Европа сможет достичь определенного баланса в соотношении экспорта и импорта металлолома. - Как повлияет на конъюнктуру европейского рынка металлолома присоединение к Евросоюзу новых стран? - Вступление новых членов в Европейское сообщество должно стимулировать рынок за счет увеличения его размеров. Согласен, что некоторые из вступающих стран, например, Мальта, не могут повлиять на ситуацию на рынке, но, что касается таких регионов, как Польша, страны Балтии, Венгрия, Чехия, – они могут серьезно повлиять на рынок. - Это каким-либо образом повлияет на отношения между российскими и европейскими участниками рынка? - Через новых членов ЕС западным производителям будет проще наладить хороший диалог с Россией, но какого-либо краткосрочного эффекта для российских компаний от расширения Евросоюза быть не должно по причине наличия барьеров экспорта металлолома из России. - Как Вы расцениваете текущую ситуацию на российском рынке переработки металлолома? - Российский рынок ломопереработки уже стал очень сильным на национальном уровне, но, думаю, он мог бы стать еще более мощным, если бы были отменены барьеры на экспорт российского металлолома. Сейчас российские компании, как говорится, варятся в собственном соку. То, что происходит за пределами России – в Европе, США, на Дальнем Востоке, в Австралии, – пока проходит мимо них. Складывающаяся ситуация препятствует развитию российских компаний. Участники рынка должны иметь очень широкий кругозор, если они хотят интегрироваться в мировое сообщество, его нельзя ограничивать. Кроме того, в настоящее время на российском рыке можно наблюдать ценовой диктат крупных металлургических корпораций. Крупные плавильные заводы, сосредоточенные преимущественно на Урале, имеют возможность в короткие сроки влиять на рыночные цены. Продавцы черного и цветного металлолома зачастую не могут позволить себе продавать свои запасы по таким ценам, которые фактически установлены нев результате установления баланса между спросом и предложением на рынке, а стали следствием давления со стороны этих корпораций. Возможность использования крупными компаниями своего квазимонопольного положения опять-таки объясняется, в частности, тем, что экспорт металлолома органичен. На внутреннем рынке попросту нет конкуренции, а дилеры не могут выйти за пределы местного рынка. В идеале необходимо, чтобы металлургические заводы имели влияние внутри своей отрасли, но не распространяли это влияние на смежные сектора, в том числе и на рынок металлолома. Правила игры не должны диктоваться одной или несколькими крупнейшими компаниями. - На Ваш взгляд, высокие пошлины на экспорт – это основная проблема российского рынка металлолома? - России действительно необходима отмена ограничений на экспорт металлолома. Это будет играть на руку как местным производителям, так и их европейским контрагентам. Полагаю, что большинство стран Европы заинтересованы в расширении российского присутствия на европейских рынках. России необходимо привести отношения между российскими производителями, дилерами и переработчиками металлолома в соответствие с европейскими параметрами. Кроме того, нужно совершенствовать законодательство и другие параметры рынка металлолома черных и цветных металлов. - Можно ли ожидать в ближайшее время консолидацию основных российских игроков на рынке металлолома? - К сожалению, пока слияние мелких компаний является следствием плохих условий ведения бизнеса – мелкие компании не могут конкурировать со средними и крупными дилерами. Для того чтобы выжить, им приходится сливаться с кем-либо крупнее них, а не с себе подобными. Теоретически, если бизнес идет хорошо, мелким компаниям нет необходимости сливаться с кем бы то ни было. Мелкие и средние компании – обычно более гибкие по отношению к рыночным условиям, они могут в менее короткие сроки менять свою политику. Однако, на мой взгляд, нет необходимости препятствовать этому процессу. Гораздо более важно для мелких и средних игроков – консолидировать их усилия в решении вопросов, которые им поодиночке не по зубам. К примеру, возьмем Мурманскую область. Там находятся множество затопленных кораблей, которые загрязняют акваторию портов. Большое количество ломопереработчиков в принципе заинтересованы в переработке этого металлолома, но для этого им нужна поддержка местных властей. Этим компаниям нужен проводник их интересов. Другой пример: в Москве много брошенных автомобилей, в утилизации которых должны быть заинтересованы как власти, так и ломопереработчики. Однако их усилия пока не скоординированы. Опять же при наличии единого координатора их действий можно будет решить эту проблему. Например, ломопереработчикам можно было бы установить менее высокую планку отчисления налоговых платежей в муниципальный бюджет в обмен на активные действия по утилизации брошенных машин. Кроме того, существуют очень серьезные проблемы с утилизацией радиоактивных отходов. Наконец, необходимо помочь отдельным компаниям в разных регионах, установить контакты друг с другом с тем, чтобы они смогли осуществлять деятельность не только в своем городе, но и на территории своего контрагента, если это может быть выгодно обоим. На мой взгляд, все эти проблемы решаемы в рамках единой ассоциации ломопереработчиков, которую планируется создать в ближайшее время. - Зачем нужна еще одна ассоциация переработчиков металлолома, если уже сейчас в большинстве регионов существуют подобные сообщества? - Российская ассоциация должна действовать внутри Международного бюро по переработке промышленных отходов (BIR). Возьмем в качестве примера Италию: в этой стране есть единая организация, которая включает около тысячи членов из числа переработчиков металлолома черных и цветных металлов. Несколько другая ситуация наблюдается в США. Там также есть одна большая организация, но, в свою очередь, и в каждом штате есть объединения местных ломопереработчиков. Думаю, иерархический вариант, работающий в США,может подойти и для России. Необходимо скоординировать деятельность региональных ассоциаций в одной организации, чтобы поддерживать информационное освещение в области технологий, производства, законодательства, цен, коммерции, торговли. Кроме того, ассоциация будет представлять ломопереработчиков на правительственном уровне, а также участвовать в решении международных проблем как член BIR. - Ассоциация будет состоять преимущественно из мелких и средних компаний? - Помимо мелких и средних компаний в нее должны войти и крупные производители, в основном те, которые не имеют доступа к правительственному лобби. Как мелкие, так и крупные компании имеют ряд схожих интересов, к примеру, в вопросах экспорта, распространения технологий, лицензионных требований и транспортировки металлолома. В частности, тарифы на железнодорожные перевозки металлолома в России слишком высоки, и это заботит компании всех размеров. - Не приведет ли создание ассоциации к переделу рынка? - Ассоциация будет ставить своей задачей информировать участников о законодательных проблемах и решать их. Ее действия не будут касаться бизнеса, она не станет диктовать цены.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal