12 июля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


ряд российских производителей металлопродукции начали переориентироваться с традиционного для них Востока на европейское побережье.



Ни отправители, ни перевозчики не представляют, чем закончитсяунификация тарифовТрехлетняя мечта каждого российского экспортера - отменамеждународного транзитного тарифа (МТТ) для железнодорожныхперевозок внешнеторговых грузов - начала постепенно сбыватьсялетом прошлого года. В августе экспортные грузы в морские портыуже стали перевозиться по так называемым внутренним тарифам. Но,несмотря на дружное ликование по этому поводу, оказалось, чтонаша транспортная система, мягко говоря, не совсем готова ктакому повороту событий. Следующий шаг к полной отмене МТТ,который, согласно планам правительства, должен быть сделан вовторой половине этого года, тоже может преподнести сюрпризы какгрузоотправителям, так и перевозчикам. По крайней мере, сегодняникто не берется прогнозировать его последствия.Перевозку экспортно-импортных грузов железнодорожники сталирасценивать как подпадающую под МТТ после завершения недолгойэпохи более или менее твердого рубля - в конце 1998 г. До этоговсе грузы, предназначавшиеся для отечественной экономики иливышедшие из ее недр, перевозились по внутренним тарифам,рассчитываемым по прейскуранту 10-01. МТТ же применялся только вкачестве платы за транзит. Логика перевода внешнеторговых грузовс "рублевого" прейскуранта 10-01 на исчисляемый в твердыхшвейцарских франках МТТ была очевидна - МПС не хотело, чтобыдоходы железных дорог рухнули вместе с курсом национальнойвалюты. У экспортеров тоже есть своя логика, поэтому запрошедшие три года в стране, пожалуй, не осталось ни одногометаллурга или лесопромышленника, который не пнул бы железныедороги за их алчную тарифную политику.И вот наконец весной прошлого года правительство решило, чтонастало время возвращаться к внутренним тарифам. С 1 августа встране начался процесс, названный великим и ужасным словом"унификация". В принципе, не нужно было быть ясновидящим, чтобыпонять, что отмена МТТ для грузов, экспортируемых через морскиепорты, приведет к тому, что через наши порты будет возиться то,чего раньше там не бывало. Собственно, на переориентациюгрузопотока из портов Прибалтики и Украины и был рассчитанпервый этап унификации. И, в общем, цель эта была достигнута.Однако, как показала практика, далеко не все портовые сестрыполучили по экспортной серьге.Молочные реки экспорта хлынули в основном в порты европейскойчасти страны, более того, в основном в два из них - Санкт-Петербург и Новороссийск. Конец года был ознаменован для этихморских гаваней небывалыми достижениями - их мощности чуть былоне захлебнулись в грузах, которые на радостях повезли к нимпроизводители. Все это сопровождалось проблемами с таможней ивыяснением отношений с железнодорожниками, которые периодическиобъявляли концессии на поставку вагонов в заткнувшиеся грузами"морские ворота".При этом переориентация грузов в Новороссийск и Санкт-Петербургслучилась не только за счет уменьшения доли Прибалтики иУкраины. На Юг и Северо-Запад страны поехал и экспорт, ранеевывозимый через порты Дальнего Востока. По словам руководителядепартамента регулирования производственной деятельности морскихпортов Минтранса Чингиза Измайлова, ряд российскихпроизводителей (Магнитогорский металлургический комбинат,"МЕЧЕЛ", "НОСТА") начал потихоньку переориентироваться страдиционного для них Востока на европейское побережье. Причинапроста - прейскурант 10-01 ставит стоимость перевозки в линейнуюзависимость от расстояния. Чем дальше - тем дороже. В нашейстране как-то так сложилось, что основные производители экспортарасположены ближе к Балтийскому и Черному морям, нежели кЯпонскому. "Анализ итогов первого этапа унификации показал, чтоДальний Восток оказался в менее выгодном положении", - считаетгенеральный директор ОАО "Морской порт "Санкт-Петербург" ИгорьРусу. "Я глубоко убежден, что окончательное выравнивание тарифовдолжно произойти не ранее 2003 г.", - заявил он в конце февраляс трибуны расширенной коллегии Минтранса.С ним согласен и Чингиз Измайлов. "Нам нужен глубокий анализ.Необходимо посмотреть финансовые итоги, грузопотоки в течениекакого-то периода этого года и сравнить их с показателямипрошлого года. Нужно сделать правильный выбор - страна у насбольшая, и шарахаться от одного решения к другому в короткийсрок незачем", - заявил он "Фокусу".Однако пока перспективы переноса второго этапа унификации (когдаМТТ должен быть отменен и для перевозок до сухопутных границстраны) весьма туманны. По словам министра путей сообщенияГеннадия Фадеева, решение о вводе второго этапа будет, наверное,принято в III квартале этого года. Впрочем, сам он считает, чтопринятие такого радикального решения требует глубокогопредварительно анализа.Министр транспорта Сергей Франк уже дал понять, что не намеренторговаться с железнодорожниками относительно сроков унификации."Конечно, для принятия такого решения требуется огромная работа,и 2-4 месяца для этого - срок недостаточный. Но в МПС идетмасштабная работа, Геннадий Матвеевич (Фадеев. - "Фокус")пообещал, что в начале III квартала будет готов новыйпрейскурант 10-01, и на его базе будет проходить унификациятарифов, в чем мы заинтересованы кровно", - сообщил Сергей Франк"Фокусу". На длительную отсрочку начала второго этапа тарифныхреформ не рассчитывают и внутри самого МПС. "По сему поводу естьрешение правительства, которое было принято 24 января.Правительственной комиссии по вопросам тарифного регулированияпоручено до конца марта рассмотреть проект нового прейскурантана грузовые перевозки с учетом унификации тарифов и обеспечитьосуществление необходимых мер по его введению в действие. Вот ивсе. Что бы ни говорили на стороне, мы обязаны это выполнять", -заявил "Фокусу" источник в МПС. По его словам, на сегодня новыйпрейскурант 10-01 практически готов, его концепция одобренаМАПом. Впрочем, в МПС тоже считают, что подобные решения недолжны приниматься в спешке. "За два месяца ни один прейскурантне разрабатывался, не разрабатывается и не будетразрабатываться, кроме прейскуранта в лавочке. У нас работы надним шли в течение последних трех лет. Установленные для нассроки могут, конечно, как-то сдвигаться, но мы обязаны выполнятьрешение правительства", - говорит представитель МПС. По егословам, предложения о параллельном введении второго этапаунификации будут рассматриваться правительством вместе с новымпрейскурантом. "Что примет правительство и в какие сроки - будетзависеть от политической ситуации", - считает источник в МПС.Новый прейскурант, утверждает собеседник "Фокуса" в МПС, будетсоответствовать концепции структурного реформирования железныхдорог. По идее он должен стимулировать развитие независимыхперевозчиков. В нем, например, будет выделена вагоннаясоставляющая тарифа, в определении которой независимыеперевозчики должны быть более или менее свободны. "Они будутплатить дороге только за инфраструктуру и будут свободны свагонной составляющей в тарифе. Точнее, с уровнем тарифнойнадбавки, которая должна оставаться у них. Но база вагоннойсоставляющей будет задана для парка МПС. Тут уже операторы будутконкурировать с железными дорогами", - обещает чиновник из МПС.Еще одно важное нововведение в модернизируемый прейскурант -стимулирование перевозок на дальние расстояния. Линейнаязависимость дороговизны перевозок от расстояния должна бытьзаменена на параболическую. "То есть, учитывая нашигеографические особенности, новый прейскурант даст преимуществадля снижения удельной провозной платы на дальние расстояния", -говорит представитель МПС. Каким образом при этом железныедороги будут сохранять уровень своих доходов при определенномдля них росте тарифов, который в этом году ограничен 16%,непонятно. Но, по словам источника в МПС, доходная база МПСдолжна сохраниться.Еще один не до конца понятный момент - какую геометрическуюформу приобретет в новом прейскуранте зависимостьжелезнодорожных тарифов от типа и объемов грузов("Дифференцированный подход к грузоотправителям при повышениитарифов находится в компетенции правительства. Как они решат,так и будет", - осторожничает представитель МПС.) И хотя онуверенно утверждает, что "слово "скидки" нужно забыть, этонеправильно и нехорошо", вполне возможно, что изгибы новойтарифной параболы для какого-нибудь мощного экспортера не будутсовпадать с ценами, выставляемыми мелким экспедиторам.Русский Фокус 11.03.2002Екатерина ГайданскаяСпециальное обозрение "Транспорт"Гадание на тарифной гуще

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal