25 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Внутренняя сторона медали



Внутренняя сторона медалиГосударство может дать мощный толчок развитию титановой корпорации «ВСМПОАвисма», если не будет радикально менять политику топ­менеджмента компании Титановая промышленность России на пороге перемен. До конца года должна решиться судьба крупнейшего отечественного и мирового производителя этой продукции — ОАО Корпорация «ВСМПОАвисма», пакет акций которого покупает государство в лице ФГУП «Рособоронэкспорт». Интерес властей к корпорации объясняется не только высокой рентабельностью бизнеса, но и стратегическим характером выпускаемой продукции: титан используется в авиастроении. «ВСМПОАвисма» в перспективе может составить костяк предприятий будущей российской Объединенной авиастроительной корпорации. Отраслевые эксперты не исключают, что при таком развитии событий произойдет переориентация сбытовой политики титановой корпорации на удовлетворение в первую очередь нужд отечественных потребителей (сегодня корпорация около 70% продукции отправляет на экспорт). Это может пагубно сказаться на дальнейшем развитии «ВСМПО-Ависма»: добиться лидирующих позиций на мировом рынке компании удалось за счет тесного сотрудничества с мировыми авиастроительными холдингами Boeing и Airbus. Но возможен и другой вариант — невмешательство нового акционера «Рособоронэкспорта» в отношения с зарубежными партнерами и сохранение достигнутых ранее договоренностей. Тогда «ВСМПОАвисма» получит в лице ФГУП сильного лоббиста интересов корпорации.Дружба титановО необходимости развития титановой отрасли советские власти серьезно задумались в 50−х годах: тогда для повышения обороноспособности страны потребовался новый легкий, прочный, жаро и морозостойкий металл. Власти объявили создание титанового производства важнейшей политической и экономической задачей. Так появилась связка предприятий: сырье, губчатый титан, производит «Ависма» (Березники, Пермский край), а перерабатывает его в металл и прокат Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение — ВСМПО (Свердловская область). К концу 80−х годов мощности ВСМПО и «Ависмы» в разы превысили возможности предприятий всех зарубежных стран вместе взятых. Титан в огромных количествах использовался не только в оборонке (для изготовления оружия), но и в мирных целях — в энергетике и металлургии.Руководство «Рособоронэкспорта» заверяет, что процесс вхождения в уставный капитал «ВСМПОАвисмы» будет для титановой корпорации безболезненнымОднако в первой половине 90−х внутрироссийское потребление титана и его проката сократилось в 30 раз. Ключом к выживанию стало освоение производства экспортной продукции. Переориентировав поставки на мировые рынки, наши титановые гиганты безболезненно включились в правила игры глобального рынка и сохранили лидирующие позиции. Для этого были все возможности. С одной стороны, продукция ВСМПО и «Ависмы» отличалась от дешевой китайской и индийской высоким качеством. С другой — россияне могли продавать свой титан значительно дешевле, чем японцы и американцы: себестоимость производства у нас ниже. Идея объединения двух «титанов» лежала на поверхности. В 1998 году ВСМПО под руководством генерального директора Владислава Тетюхина выкупило контрольный пакет акций «Ависмы». Компании получили дополнительное конкурентное преимущество: объединение двух стадий металлургического передела позволило снизить цену продукции на 10 — 12%. Но окончательное слияние комбинатов произошло лишь спустя семь лет. В марте 2004 года акционеры предприятий приняли решение об объединении, в августе определили параметры перехода на единую акцию (одна обыкновенная акция «Ависмы» обменивалась на две акции ВСМПО, а привилегированная — на одну). В декабре 2004го акционеры ВСМПО и «Ависмы» объявили о завершении слияния, новая компания получила название ОАО Корпорация «ВСМПОАвисма». Процесс чуть затянула Федеральная антимонопольная служба: она дала согласие на создание титанового монополиста только в конце июня 2005 года. По оценкам аналитиков, рынок получил гиганта с капитализацией 2,2 млрд долларов. Закончив с юридическими процедурами, компании смогли приступить к реализации совместной инвестиционной программы модернизации производства. В ближайшие четыре года (до 2010 года) «ВСМПОАвисма» планирует увеличить выпуск титановой губки с нынешних 20 до 44 тыс. тонн, а титановой продукции до 35,5 тыс. тонн. На эти цели до 2007 года корпорация направит в общей сложности 650 млн долларов. В результате модернизации «Ависма» сможет выпускать титановую губку класса hitech, которая используются при производстве авиалайнеров Boeing и Airbus. Сейчас ее изготавливают только американцы (TIMET, Allegheny Technologies, Honeywell) и японцы (Sumitomo Titanium, Toho Titanium). На ВСМПО также намерены сосредоточиться на выпуске продукции более высоких переделов: проката, штамповок и даже готовых узлов сложных изделий. Рывок на Запад и обратноВ последние годы корпорация «ВСМПОАвисма» развила бурную деятельность, нацеленную на расширение присутствия на западных рынках. Сегодня российская компания обеспечивает 30% потребностей в титане американской авиастроительной корпорации Boeing, около 60% — европейского концерна Airbus, до 90% — крупнейшего мирового производителя шасси для самолетов Goodrich. Также «ВСМПО-Ависма» поставляет титан для авиадвигателей RollsRoyce и Snecma.В мае этого года титановая корпорация подписала соглашение с Boeing о создании в Верхней Салде совместного предприятия. ВСМПО будет использовать технологии американцев: до сих пор мировой авиастроительный гигант ни с кем ими не делился. К этому прорыву на предприятии шли без малого пятнадцать лет. Высокие требования западных авиастроителей к точности исполнения деталей вынуждали отечественных производителей экспортировать продукцию не сложнее слитков, проката или прутков. К 2008 году, когда совместное предприятие с Boeing выйдет на проектную мощность (продукцией планируется обеспечить 120 — 140 самолетов в год), из России пойдут не заготовки, а готовые детали — штамповки для комплектации нового гражданского самолета Boeing 787. Их цена будет на 10 — 15% ниже, чем у конкурентов. Экономии удастся достигнуть в том числе за счет использования в качестве сырья титановой стружки (скрапа), образующейся при изготовлении деталей. Сейчас «ВСМПОАвисма» покупает скрап на рынке, за последние несколько лет мировые цены на него выросли с 1 до 15 долларов за килограмм.ВСМПО и «Ависма»: история до объединенияОАО Титано-магниевый комбинат «Ависма» 1941 год — с начала второй мировой войны резко возросли потребности СССР в артиллерийских орудиях, танках и боевых самолетах, а значит, в магнии. Мощностей существующих Соликамского и Днепропетровского магниевых заводов не хватало. Было решено построить еще один комбинат в городе Березники (Пермский край) мощностью 11 тыс. тонн магния ежегодно. К строительству завода в Березниках подключилось все мирное население. 1943 год — запуск первой очереди Березниковского магниевого завода.1950−е годы — расширение производства, строительство новых цехов.1960 год — начат выпуск губчатого титана. Завод переименован в Березниковский титаномагниевый комбинат (БТМК). Мощность — 2,77 тыс. тонн в год титановой губки и 17,5 тыс. тонн магния. 1992 год — комбинат акционирован и преобразован в ОАО Титано-магниевый комбинат «Ависма». 1994 год — компания стала полноправным членом Международной Магниевой Ассоциации (IMA). ОАО «Верхне-салдинское металлургическое производственное объединение»1 июля 1933 года — пуск в Подмосковье завода № 45, которому отводилась роль основного поставщика полуфабрикатов из алюминия и его сплавов для развивающегося советского самолетостроения.Октябрь 1941 года — эвакуация завода в город Верхняя Салда Свердловской области.1956 год — перед заводом поставлена историческая задача: начать крупносерийное производство слитков и полуфабрикатов из титановых сплавов. Февраль 1957 года — получен первый титановый слиток диаметром 100 мм и весом 4 кг.1959 год — ввод в строй кузнечнопрессового корпуса, оснащенного уникальными горизонтальными и вертикальными прессами.1966 год — запуск нового прокатного цеха, производящего листы и плиты из титана и нержавеющей стали. 1968 год — ввод в эксплуатацию литейного цеха по выплавке крупногабаритных титановых слитков, предназначенных для создания нового поколения атомных подводных лодок. 1976 год — выплавлен крупнейший в мире титановый слиток массой 15 тонн.Конец 80−х годов — ВСМПО стало крупнейшим поставщиком титановых полуфабрикатов не только в стране, но и в мире. Объединение выплавляет слитков в 1,5 раза больше, чем все производители в мире, вместе взятые.1992 год — генеральным директором ВСМПО избран Владислав Тетюхин. Он разработал концепцию интеграции предприятия в мировую экономику, способствующую сохранению уникального производства в крайне нестабильной отечественной экономической системе. СП с Boeing создается на паритетных началах. Стороны внесут по 30 млн долларов для приобретения оборудования и организации производства. Оборот совместного предприятия превысит 1 млрд долларов в год. Это самый крупный инвестиционный проект Boeing в России (см. «Высший пилотаж», «Э-У» № 16 от 24.04.06). Кстати, не дожидаясь запуска СП с американцами, на ВСМПО создают цех производства готовых титановых изделий для отечественного и западного авиастроения. Наладка и испытание оборудования уже идут.В мае контракт стоимостью свыше 1 млрд долларов заключил с «ВСМПО-Ависмой» концерн Airbus. Срок действия — до 2011 года. Соглашение предусматривает ежегодное наращивание объема поставок в соответствии с потребностями Airbus. По мнению аналитика ИФК «Солид» Игоря Нуждина, подобный контракт при равномерном его распределении на пять лет позволит «ВСМПО-Ависме» с учетом сохранения текущих договоров наращивать выручку на 10 — 15% в год: «Это положительно отразится на результатах финансово-хозяйственной деятельности корпорации, будет способствовать росту ее стоимости».Привет от миноритарияИнтересу государства к корпорации «ВСМПО-Ависма» предшествовал корпоративный конфликт основных акционеров компании Владислава Тетюхина и Вячеслава Брешта (по 30% акций) с группой компаний «Ренова», подконтрольной совладельцу ТНКBP и «СУАЛ-Холдинга» Виктору Вексельбергу. Еще в 2003 году «Ренова» скупила небольшие пакеты акций двух титановых предприятий у миноритарных акционеров и попыталась провести недружественное поглощение. Воплотить план в жизнь не удалось. Однако в советы директоров ВСМПО и «Ависмы» были введены по одному представителю «Реновы». Решив объединить ВСМПО и «Ависму», три акционера (Тетюхин, Брешт и «Ренова») подстраховались и применили популярную в России договорную схему. Принадлежащие им пакеты акций («Ренова» получила 13,4% акций в объединенной компании) были переданы в управление оффшорному трасту, с 2005 года любой из трех участников мог предложить свой пакет остальным акционерам по произвольной цене, двое других должны были купить акции третьего партнера либо по этой же цене продать ему свои пакеты. Принцип получил название «русская рулетка». В апреле 2005 года «рулетку» запустила «Ренова», выставив свой пакет за 148 млн долларов. Тандем Брешт — Тетюхин смог его выкупить. «Ренова», не ожидавшая такого исхода, пыталась оспорить сделку в судебном порядке: 10 октября прошлого года арбитражный суд Свердловской области наложил по ее иску арест на 73,4% акций «ВСМПО-Ависмы». Девять месяцев спустя арест с акций компании был снят. «Ренова» сама отозвала иск из суда.По мнению отраслевых аналитиков, Виктор Вексельберг в этой истории действовал в интересах российских властей. В пользу версии говорит тот факт, что «Ренова» отозвала иск уже после того, как глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов заявил о переговорах по покупке акций «ВСМПОАвисмы». Корни конфликта между совладельцами «ВСМПО-Ависмы» Владиславом Тетюхиным, Вячеславом Брештом и «Реновой» (теперь уже бывшим акционером) лежат в разных взглядах на будущее российского титанового гиганта. Компания Вексельберга видела развитие корпорации в интеграции с отечественным авиапромом. Брешт и Тетюхин связывали будущее «ВСМПО-Ависмы» с выходом в мировое экономическое пространство: в 2006 году планировалось провести IPO. «В связи со сменой владельцев “ВСМПО-Ависмы” и переходе компании под контроль государства проведение в ближайшей перспективе анонсированного IPO компании проблематично», — считает аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова. Получается, дальнейшая стратегия развития титанового производителя так и не определена. Плюсы и минусыПриобретение блокирующего или контрольного пакета акций «ВСМПО-Ависмы» «Рособоронэкспортом» остается главным поводом для беспокойства. Зарубежные партнеры компании опасаются, что поставки титана в их адрес будут сокращены. Поскольку «ВСМПО-Ависма» держит 30% мирового титанового рынка, быстро найти ей альтернативу не удастся. Кроме того, любое снижение поставок титана на зарубежный рынок чревато резким повышением цен. Негативно может отразиться вхождение государства и на капитализации самой «ВСМПОАвисмы». «По завершении сделки государство может объединить корпорацию со слабой с финансовой точки зрения Объединенной авиастроительной компанией», — прогнозирует аналитик ФК «Уралсиб» Дмитрий Смолин. Руководство «Рособоронэкспорта» заверяет, что процесс вхождения в уставный капитал «ВСМПО-Ависмы» будет для титановой корпорации безболезненным: ФГУП пообещало не влиять на ранее принятые решения о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Напротив, новый акционер готов оказывать компании всестороннюю поддержку. У руководства «ВСМПО-Ависмы» есть глобальные планы, которые могут быть реализованы лишь в тесном контакте с государством. Речь идет о предложениях по реформированию титановой отрасли, подготовленном совладельцами «ВСМПО-Ависмы». Одно из них касается организаций разработок месторождений ильменита — природного минерала, из которого при переработке получают титан. Сегодня до 90% потребностей «Ависмы» в сырье, необходимом для производства губчатого титана, попрежнему закрывают украинские горно-обогатительные комбинаты. Ежегодно компания покупает около 150 тыс. тонн ильменита у Вольногорского (Днепропетровская область) и Иршинского (Житомирская область) ГОКов. Импортируется ильменит и из Индии. Если минерал начнут добывать на территории России, «ВСМПО-Ависма» получит более дешевое сырье, а если добывающее производство будет включено в структуру холдинга, корпорация сможет достроить полный цикл производства от добычи руды до выпуска готовых изделий.Кроме того, государство может помочь в создании особой экономической зоны (ОЭЗ) на базе «ВСМПО-Ависмы» в Верхней Салде. Напомним, что соответствующую заявку правительство Свердловской области направляло еще на первый конкурс по отбору ОЭЗ, который проводился в ноябре 2005 года. Проект под названием «Титановая долина» предполагает организацию выпуска авиатехники, медицинского оборудования и оборудования для судостроения. Статус резидента ОЭЗ даст титановой корпорации ряд налоговых преференций (см. «Зоны на равных», «Э-У» № 41 от 31.10.05). Заручившись поддержкой госструктур, «ВСМПО-Ависма» получает все шансы для реализации своих идей. Если это произойдет, и без того успешное предприятие обеспечит дополнительные гарантии для дальнейшего экономического роста — и себе, и всей стране.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal