25 июня
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Украинская защита от антидемпинга



С каждым годом количество антидемпинговых расследований, открытых против украинской металлопродукции, сокращается. Этому способствует не только переход отечественного ГМК на цивилизованные правила игры на рынке, но и интеграция Украины в мировые бизнес-организации. Несмотря на это, наиболее прибыльные рынки остаются закрытыми для отечественных товаров. Правда, сейчас наши производители стали могут рассчитывать на упрощение экспорта своей продукции в страны ЕС и США. Согласно данным Минэкономики, с 1991 г. против товаров украинского производства было инициировано 131 расследование: 90 антидемпинговых, 40 специальных и одно компенсационное. По состоянию на июнь 2006 г. отдельные виды отечественной продукции подпадают под действие 38 ограничительных мер, 8 антидемпинговых и специальных расследований. Кроме того, проходит 8 пересмотров действующих мер. Около 70% всех антидемпинговых расследований против Украины в мире связаны с экспортом металлопродукции, 11% - химической продукции. Более 70% ограничительных мер – это действие таможенных пошлин на ввоз украинских товаров, около 10% - это система квот и лицензий, и 8% - установление минимальных референтных цен на ввоз продукции с Украины. По разным оценкам, потери отечественного экспорта от антидемпинговых расследований составляют от $1,5-2,5 млрд., львиная их доля приходится на металлургию. Скажем, не самая приятная статистика. Утешает то, что с каждым годом количество антидемпинговых санкций против украинской продукции в общемировом масштабе, в том числе и металлургической, неуклонно снижается (кроме России). Причин тому несколько:· более ответственное отношение компаний-экспортеров к поставкам на рынки стран, традиционно очень чувствительных к увеличению импорта и наиболее часто инициирующих различные разбирательства;· повсеместное увеличение затрат производителей на выпуск стальной продукции, что при относительно небольшой ценовой разнице делает невыгодным экспорт;· получение Украиной статуса страны с рыночной экономикой со стороны ЕС и США, близкая перспектива членства в ВТО усиливает позиции как госорганов, так и отдельных компаний в отстаивании интересов украинских металлургов в мире;· общее количество ограничений на поставки стали в мире уменьшилось на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры. В 2003-04 гг., когда на мировом рынке стали наблюдался невиданный подъем спроса и постоянно растущие цены, ряд стран были вынуждены отменить действие антидемпинговых ограничений или снизить размер пошлин. Их решение было связано с нехваткой предложения той или иной стальной продукции на внутреннем рынке. В этот период защитные меры против отдельных видов украинской металлопродукции были отменены или процент импортных пошлин был уменьшен в таких странах как: Китай, Индия, Таиланд, Вьетнам, Колумбия, ЮАР. Однако, в том же 2004 г. антидемпинговую пошлину против украинской толстолистовой стали ввела Мексика, и ряд расследований продолжался. Последующие годы характеризовались обострением претензий России к поставкам различной отечественной металлопродукции, в частности, трубной. На фоне экономической и политической нестабильности в отношениях двух стран российские металлурги пытаются с помощью госструктур вытеснить своих украинских конкурентов с внутреннего рынка. Раздражение северного соседа вызывает еще и перспектива скорого вступления Украины в ВТО, что по мнению российской стороны, наводнит украинский рынок металлопродукцией из других стран и весь этот поток устремится в Россию, которая и пытается заблаговременно защитить свой рынок и своих производителей. Получение в конце 2005 - начале 2006 г. Украиной статуса страны с рыночной экономикой со стороны ЕС и США должно благоприятно сказаться на позициях украинских меткомпаний при проведении антидемпинговых расследований. В условиях растущей конкуренции на мировом рынке стали членство Киева в ВТО и других международных организациях также поможет производителям отстаивать свои интересы, используя в торговых спорах механизмы, предусмотренные нормами этих объединений. Признание рыночного статуса украинской экономики в случае возбуждения антидемпингового расследования сделает процесс расследования более прозрачным. Методика расчета пошлины для «рыночных» стран также другая, учитывающая цены, затраты на производство, основные финансовые показатели конкретного предприятия-экспортера, а не всей отрасли, как это было ранее. Помимо предполагаемого членства в ВТО, украинские металлурги налаживают сотрудничество и с другими авторитетными международными структурами. В частности, ранее министр экономики Арсений Яценюк сообщил о целесообразности вступления страны в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), основная задача которой – это обсуждение, разработка, совершенствование и гармонизация социальной и экономической политик стран. В ее составе работает более 200 комитетов. Примечательно, что, не будучи членом ОЭСР, Украина участвует в работе ее комитета по стали. Помимо того, укрепляются связи украинских метассоциаций с Eurofer (ассоциацией европейских производителей стали). Сотрудничество с названными организациями и подобными им региональными и отраслевыми объединениями даст возможность украинским меткомпаниями· быть ознакомленными с современными тенденциями на рынке каждого региона· знать антимонопольные и антидемпинговые нормы и законы, что позволит работать на профилактику конфликтов;· установить взаимовыгодные контакты как с металлургами, так и потребителями стали. Особую важность такое сотрудничество приобретает в рамках ВТО. Как известно, членство в этом торговом клубе не исключает принятия антидемпинговых мер, просто такие расследования уже будут проводиться на другой базе и зачастую инициаторами выступают не отдельные пострадавшие компании, а отраслевые объединения. В начале июня 2006 г. правительство Украины обобщило опыт защиты украинских производителей при проведении иностранными государствами, их экономическими или таможенными объединениями антидемпинговых, специальных защитных или компенсационных расследований в отношении импорта украинской продукции и принял соответствующее постановление. Защитой интересов украинских производителей будет заниматься Минэкономики в тесном сотрудничестве с дипломатическими представительствами страны и другими органами исполнительной власти. В документе изложен возможный механизм защиты с привлечением заинтересованных украинских предприятий и ассоциаций. Еще в марте 2006 г. КМУ и 36 украинских ассоциаций товаропроизводителей договорились о сотрудничестве в деле защиты интересов отечественных заводов на мировом рынке. Совместные усилия органов госвласти и отдельных компаний повысят эффективность защитной кампании. Примером тому служит недавнее решение Канадского трибунала по международной торговле о нецелесообразности продления действия антидемпинговых мер в отношении импорта арматуры украинского производства. Правда, в данной ситуации не обошлось без внешнего лоббиста. Так, Минэкономики подчеркнуло активное участие представителей компании «Миттал Стил Кривой Рог» в процедуре пересмотра и изучения канадской стороной вопроса с поставками украинской арматуры. Отметим, что сама процедура с участием в ней юристов является очень дорогостоящей и не всегда «по карману» государству. Результатом сотрудничества министерства и меткомпании стало снятие ограничений на ввоз украинской арматуры. Не исключено, что неплохие перспективы ждут украинских металлургов в ЕС. В процессе заседания Контактной группы по стали Украина–ЕС европейская сторона высказала удовлетворение четким выполнением Киевом соглашения о торговле металлоизделиями. В следующем году, независимо от членства Украины в ВТО, объем поставок сталелитейной продукции в еврозону будет увеличен. Представители «УкрМета», взявшие на себя роль лидеров в проводимых с европейцами консультациях, отмечают целый ряд положительных для Украины пунктов соглашения, позволяющих переносить неиспользованную квоту на следующий год и менять объемы поставок по группам металлопродукции в пределах соглашения. Уровень количественных ограничений при взаимном согласовании может быть изменен. Существует перспектива увеличения квот на поставку украинской стали в ЕС в случае, если европейские металлурги не смогут самостоятельно обеспечить необходимые потребителям объемы стальной продукции. Кстати, нынешняя ситуация на рынке ЕС как раз и характеризуется нехваткой предложения по отдельным позициям, потребители даже сетуют на небольшие объемы импорта необходимой им продукции. В аналогичном положении оказались и металлурги США. Несмотря на растущие цены на металлопродукцию, спрос растет еще быстрее и местные меткомпании не в состоянии справиться с потребностями покупателей. Американцы, традиционно выступающие против импорта, уже не против закупать необходимый им металл зарубежного производства. Под действием внутреннего дефицита США могут открыть свой рынок, в том числе, и для украинских товаров. По состоянию на сейчас, пошлинами облагается импорт в Америку арматуры, плоского углеродистого проката, катанки украинского производства. Срок действия этих пошлин истекает в 2006–07 гг., а их пересмотр будет проходить в сентябре. При рассмотрении «украинского вопроса» регуляторные торговые органы США теперь будут применять другую методику – как для стран с рыночной экономикой. Можно сказать, что оптимизм по поводу предстоящей отмены антидемпинговых мер против импорта украинской стали вполне оправдан.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal