27 мая
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Без российского титана не взлетит



Навеки вместеО том, почему «Боингу» нужен российский титан и что позволяет компании смело вести бизнес в России, рассказывает президент компании «Boeing в России и СНГ» Сергей Кравченко Российский титановый холдинг «ВСМПО-Ависма» и лидер мировой авиационной индустрии американская корпорация «Боинг» на прошлой неделе окончательно решили тесно связать свои судьбы. Партнерство зафиксировали целой серией давно разрабатывавшихся соглашений (см. «Эксперт» № 16, «Репутация — ничто, титан — все»). В «Боинге» говорят о дружбе как минимум на тридцать лет и о потенциальных контрактах на 18 млрд долларов.Речь идет о технологической производственной интеграции в изготовлении титановых изделий. На базе создаваемого СП по обработке титана россияне перейдут от поставок титановых сплавов к продаже «Боингу» наполовину готовых изделий — деталей и узлов самолетов, прошедших черновую, а в дальнейшем и чистовую обработку. Фактически «Боинг» готов на немыслимый пятнадцать лет назад шаг — сделать «ВСМПО-Ависму» одним из своих ключевых поставщиков.Брак по расчетуКонечно, нынешняя серия договоров ВСМПО должна принести России серьезные бюджетные доходы, позволит россиянам овладеть новыми технологиями обработки титана, а действия «Боинга» могут стать ценным подтверждением лояльности крупной зарубежной компании, что само по себе будет катализатором роста инвестиционной привлекательности бизнеса в России. Но в первую очередь долгосрочное партнерство сулит выгоды самим компаниям.Российский холдинг получит возможность создать полностью вертикально интегрированное производство и продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью. За счет этого «ВСМПО-Ависма» дополнительно будет зарабатывать порядка 300 млн долларов в год (общая годовая выручка от поставок на «Боинг» составит около 600 млн долларов). Кроме того, ВСМПО сможет самостоятельно утилизировать образующуюся в результате обработки заготовок титановую стружку. Ранее отходы, в которые попадала большая часть дорогого металла, «Боинг» продавал по дешевке сторонним американским и китайским предприятиям. Теперь же оперативная переплавка быстро окисляющейся стружки на ВСМПО не только приведет к экономии средств, но и даст возможность избежать сложных технологических процессов по ее очистке.Не внакладе останутся и американцы. Кроме доходов от наполовину принадлежащего им СП «Боинг» сможет стать приоритетным покупателем у российского титанового холдинга, бизнес которого благодаря вертикальной интеграции отличается высокой стабильностью и гибкостью, а цена на металл заметно меньше, чем у зарубежных конкурентов. По нашим весьма грубым оценкам (цены на титан контрактные, поэтому для расчетов приходится пользоваться непроверенными экспертными цифрами), партнерство с «ВСМПО-Ависма» для «Боинга» означает экономию примерно 200 млн долларов в год. Титановое направление для «Боинга» сейчас особенно важно, поскольку и роль, и доля титановых и титансодержащих изделий резко возрастет в новых моделях самолетов, которые станут лидерами по объемам выпуска уже в ближайшем будущем.Опасные связи Тем не менее, несмотря на весь позитив, отношения ВСМПО и «Боинга» выглядят странновато. Выходит, что ключевые проекты американской авиационной корпорации (кстати, тесно сотрудничающей с американским ВПК и горячо любимой местным правительством) будут почти в критической степени зависеть от титана, поставляемого из, скажем так, не сильно дружественной России. Можно даже сказать, что «Боинг» фактически формирует ключевое партнерство с российской властью, ведь все отраслевые специалисты единодушно считают переход титанового холдинга под контроль государственного «Рособоронэкспорта» уже решенным делом. Поэтому-то столь тесные и долгосрочные взаимоотношения российской и американской компании на первый взгляд выглядят довольно рискованно.Скажем, «Боинг» может в один прекрасный миг остаться без титана — если вдруг резко возрастет спрос на него со стороны российской оборонки. В этом случае «Рособоронэкспорт» будет вынужден «задвинуть» «Боинг» на задворки своего внимания, отдав приоритет потребностям других госкомпаний. Решить коллизию за счет роста производства не так уж просто: в результате длительного простоя в постсоветский период значительная часть мощностей по выплавке титана выбыла из строя (общие мощности компании упали с советских 150 до нынешних 30 тыс. тонн), оставшиеся же загружены на 80–90%. Уже сейчас «ВСМПО-Ависма» испытывает нехватку полуфабриката — титановой губки, которой на «Ависме» выпускают немного меньше, чем нужно ВСМПО. Кроме того, существуют сложности с поставками титанового концентрата. У основных контрагентов, украинских ГОКов, дела идут не очень хорошо, объемы производства сокращаются, ну а разрабатывать многочисленные российские титановые месторождения у нас до сих пор так никто и не решился. И хотя развитие такого неблагоприятного для «Боинга» сценария выглядит маловероятным, полностью эти риски удастся изжить только в том случае, если «Рособоронэкспорт» уже сейчас озаботится инвестициями в восстановление мощностей титанового холдинга.Более опасно для связки ВСМПО—«Боинг» ухудшение двусторонних политических отношений между Россией и США. Накануне подписания договоренностей обе компании получили отчетливое напоминание об этих рисках: госдепартамент США ввел санкции против «Рособоронэкспорта» и АХК «Сухой», запрещающие частным американским компаниям поставлять им продукцию двойного назначения. Правда, по заверениям представителей «Боинга» (см. «Навеки вместе»), на многочисленные проекты компании с двумя упомянутыми российскими организациями и ВСМПО американское правительство покушаться не намерено — оно и понятно, в этом случае больше пострадают сами США.СтраховкаКонечно, без надежных подстраховок столь сильно привязывать себя к России «Боинг» не стал бы. Главная из них, которую «Боинг», несомненно, уже получил до принятия окончательных решений и заключения крупных коммерческих контрактов с «ВСМПО-Ависма», — это поддержка во властных кругах. Сразу после заключения договоров представители «Боинга» встречались с российским президентом, который публично пообещал поддерживать развитие бизнеса американской компании в России. «Недавно господин Чемезов (глава “Рособоронэкспорта”) как раз ездил в Сиэтл, — отмечает сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Там ему, кроме общения с руководством “Боинга”, делать было нечего. Вряд ли стоит сомневаться, что “Боинг” уже имеет гарантии и от “Рособоронэкспорта” по проектам с ВСМПО». На это же намекают и в самой компании.Второй аспект, который всячески стараются подчеркивать в «Боинге», порой даже слегка навязчиво, — сколь много компания делает для России. Например, они постоянно говорят о том, что благодаря развитию инженерного центра в России и многочисленным заказам «Боинг» является одним из крупнейших работодателей для наших инженеров, связанных с авиастроением, и тем самым обеспечивает экспорт из страны интеллектуальных услуг. Это, конечно, не может не ласкать слух чиновникам и политикам, лелеющим идею о высокотехнологичной стратегии развития страны. Проекты с «Боингом» обеспечивают занятость большому числу российских ученых, сохраняя тем самым этот инженерный потенциал для будущего технологического роста страны. Американской компании это тоже выгодно, хотя насколько именно, нам выяснить не удалось. В «Боинге» надеются, что такие многомиллиардные проекты в России (в том числе и по линии экспорта интеллектуальных услуг) позволят компании в будущем избежать преследований из-за возможных коллизий в политике. Остается заметить, что в нашей стране, где вместе с властью может кардинально поменяться и внешнеполитический курс, и военная доктрина, даже таких гарантий может оказаться недостаточно.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal