23 июня
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Социалка с прибылью



ВЫГОДНАЯ ПЕНСИЯ
Одно из социальных направленийдеятельности, которое уральские металлургические компании началиразвивать по собственной инициативе и которое сегодня уже вышло зарамки предприятий, — это пенсионные проекты. Так, 2003 году — на волнероссийской реформы пенсионного обеспечения — ЗАО «Ренова», Группа«СУАЛ» и Трубная металлургическая компания (ТМК) приступили креализации собственной пенсионной программы на базе МежрегиональногоНегосударственного «Большого пенсионного фонда» (БПФ).

Согласно пенсионной стратегии, разработанной компаниями, БПФ началаккумулировать средства накопительной части обязательной трудовойпенсии (это стало возможным после прохождения им необходимых процедурлицензирования), добровольных пенсионных взносов работниковпредприятий, а также вести выплаты пенсий ветеранам предприятий.Привлечь клиентов в БПФ было достаточно просто — на предприятиях«СУАЛа», «Реновы» и ТМК, расположенных в российских регионах, занятоболее 200 тыс. человек. Позже к пенсионному проекту присоединились идругие дружественные компании, а также жители муниципальныхобразований. В 2006 году более 20 тысяч человек доверили формированиенакопительной части пенсии «Большому пенсионному фонду» (общее число —около 130 тысяч человек).

Вслед за «СУАЛом», «Реновой» и ТМК аналогичные пенсионные проектыактивно начали реализовывать и другие металлургические компании Урала.В 2004 году, оформив необходимые лицензии в Минтруде и Федеральнойслужбе по финансовым рынкам (ФСФР), приступил к работе НПФ«УГМК-Перспектива», созданный Уральской горно-металлургическойкомпанией (УГМК). Участниками НПФ, который работает в регионахприсутствия УГМК, являются свыше 50 тыс. человек. В Магнитогорске —вотчине ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», по инициативекомбината был создан НПФ «Социальная защита старости» (лицензия ФСФРполучена в 2005 году). Число вкладчиков и участников фонда, средикоторых работники не только ММК, но и «Магнезита», Челябинскихтрубопрокатного и цинкового заводов, превышает 100 тысяч человек.

Стоит отметить, что пенсионные вносы в НПФ металлургов, которыевыплачиваются самими компаниями в рамках корпоративных пенсионныхпрограмм, не превышают размера обязательных страховых взносов в рамкахгосударственного пенсионного обеспечения (14% от заработной платыкаждого сотрудника ежемесячно).

В настоящее время НПФ ведут самостоятельную деятельность: привлеченныеот клиентов средства они вкладывают в ценные бумаги (векселя, облигациии акции эмитентов, а также субъектов федерации и муниципальныхобразований), размещают на банковских депозитах, а также инвестируют вбизнес-проекты. Например, БПФ совместно с СКБ-банком в 2006 годувложили около 100 млн рублей в долгосрочные инвестиционные проекты натерритории Свердловской, Волгоградской и Ростовской областей. Вчастности, средства были инвестированы в развитие городскойинфраструктуры, транспортной системы или объектов ЖКХ.

В итоге доходность инвестирования пенсионных резервов в «Большомпенсионном фонде» за 9 месяцев 2006 года составила 18, 5% годовых. Насегодняшний день размер собственного имущества «Большого пенсионногофонда» превышает 1, 1 млрд. рублей (БПФ — один из крупнейших частныхпенсионных фондов России). По итогам 9 месяцев 2006 года доходностьинвестирования средств пенсионных накоплений БПФ превысила 12% годовых,что более чем в два раза превышает доходность государственнойпенсионной системы, которая составила 5, 34% годовых. Для сравнения,инфляция в России в январе-сентябре 2006 года составила 7, 2%.

Собственное имущество фонда «Социальная защита старости» на 1 января2007 года составляло 1 млрд 784 млн рублей (прирост за год 30%),пенсионные резервы выросли до 1 млрд 498 млн рублей (прирост 26%). НПФ«УГМК-Перспектива» по итогам 2006 года увеличил пенсионные резервы в 1,8 раза — до 389, 9 млн рублей, за прошедший год в фонд поступило 150, 8млн рублей пенсионных взносов. На пенсионные счета накопительной частитрудовой пенсии в НПФ «УГМК-Перспектива» распределен инвестиционныйдоход по ставке 18, 5% годовых.

«Если изначально НПФ запускались на средства металлургических холдингови были направлены на повышение лояльности работников предприятий, тотеперь эти проекты вышли за границы корпоративных программ и сталисамостоятельным бизнесом. Несмотря на то, что топ-менеджментметкомпаний по-прежнему заявляет, что при создании НПФ не преследовалцелей получения бизнеса, фонды приносят их учредителям —металлургическим компаниям реальные дивиденды», — констатирует аналитикИГ «Экспертиза» Евгений Рыбаков. Дело в том, что НПФ, по сути, являетсяпосредником между гражданами и УК, поэтому в качестве комиссии онвзимает до 15% от инвестиционного дохода, который ему удалосьзаработать при размещении пенсионных резервов или накоплений. Поэтому,по мнению господина Рыбакова, НПФ на сегодня — самые удачныесоциально-значимые проекты металлургов.

КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС
Ещеодна сфера, в которой уральские металлурги пробуют зарабатывать деньги,— строительство жилья. Правда, в большинстве компаний это покадотационные и нерентабельные проекты, направленные на поддержкуперсонала. Так, в УГМК разработана и действует жилищная программа«Доступное жилье». Как рассказал директор по общим вопросам ООО«УГМК-холдинг» Владимир Белоглазов, в 2006 году компания инвестировалав строительство жилья 500 млн рублей, в эксплуатацию введено 18 тыс. квметров жилья, в том числе в Ревде, Шадринске, Владикавказе. В этом годукомпания намерена вложить 950 млн рублей и сдать более 30 тыс. кв.метров жилья.

По словам господина Белоглазова, корпоративная программа УГМКпредусматривает несколько схем обеспечения жильем: строительство новыхдомов для продажи квартир сотрудникам, предоставление жилья внаем польготным ценам и долгосрочным договорам (в Верхней Пышме), а такжепредоставление беспроцентных займов работникам для приобретения жильяна вторичном рынке. «При покупке квартиры в новом доме сотрудниккомпании должен оплатить в зависимости от коллективного договора истажа работы от 20 до 50% от стоимости квартиры. Всю остальную суммуплатит компания, а человек получает отсрочку от 10 до 15 лет безначисления процентов. С учетом инфляции через 10 лет это будутсовершенно другие деньги, но мы намеренно идем на это, чтобы обеспечитьжильем свой персонал», — заявляет Владимир Белоглазов.

Схожие программы действуют и на других предприятиях, в частности, вEvraz Group. Работники ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат»(НТМК, входит в EvrazGroup) погашают стоимость квартир в новых домах,построенных НТМК, в течение 10 лет по фиксированной цене безпервоначального взноса. Как рассказали в пресс-службе комбината,последний пример — тридцатиквартирный дом в Нижнем Тагиле: сотрудники,которые в феврале этого года получили жилье там, будут вносить всреднем 4, 6 тыс. рублей в месяц за однокомнатную квартиру и 9, 3 тыс.рублей за двухкомнатную, деньги удерживаются из зарплаты. «Такиеусловия передачи жилья разработаны в «ЕВРАЗе» для работников компании врамках общей программы соцподдержки», — объяснили в пресс-службе НТМК.

Но уже есть прецеденты, когда жилищные программы металлургическихкомпаний при сотрудничестве с банками становятся полноценными проектамипо ипотечному кредитованию со стандартными на сегодняшний деньпроцентными ставками. Так произошло в Магнитогорске. В 1995 году ММКдля строительства жилья для своих работников создалжилищно-инвестиционный фонд (ЖИФ) «Ключ». На первом этапе — до 2001года работникам Магнитки предоставлялись беспроцентные займы срассрочкой погашения до 15 лет. За этот период жилье в новых домахприобрели более 2000 семей металлургов. С 2002 года произошел переход ксхеме финансирования строительства жилья, которую в ЖИФ «Ключ» называли«социальной (беспроцентной) ипотекой». В качестве источника средств длястроительства стали использоваться вместо оборотных средств комбинатабанковские кредиты под поручительство ММК.

С 2005 года ЖИФ «Ключ» перешел на стандартное ипотечное кредитование.Схема финансирования строительства, которое ведется этой компанией, насегодня такова: ЖИФ «Ключ» привлекает банковские кредиты под 10, 5%годовых (кредитор — ОАО «Кредит Урал Банк») для строительства домов, аипотечные кредиты работникам ММК под поручительство комбината выдает«Кредит Урал Банк». Ставка обычная для рынка — от 12% годовых. Срок —10 лет. До полной выплаты ипотечного кредита квартира находится взалоге. Как отмечают в ЖИФ «Ключ», несмотря на переход к рыночной схемеипотечного кредитования, условия для сотрудников ММК все равно остаютсяльготными: так, средняя стоимость квадратного метра в домах, которыестроит «Ключ», — 11 тыс. рублей, тогда как среднегородская ценасоставляет 20 тыс. рублей.

Участники рынка считают, что в будущем металлургические компании также, как и Магнитка, перенаправят свои дотируемые жилищные программы врусло рыночного ипотечного кредитования. «Конечно, прибыль, которуюметаллурги будут получать от внедрения ипотечной модели, будет нижетой, которую получают банки, но, по крайней мере, компании смогуткомпенсировать свои расходы на строительство», — считает аналитик ИГ«Дом» Алексей Зайцев.

СВОЙ КУРШЕВЕЛЬ
Обинвестициях металлургов в строительство горнолыжных курортов и баз BGуже немного рассказывал (см. «Металлурги сделали соцкульбит», BG № 34от 28 февраля 2006 года). Напомним, два горнолыжных курорта построил наЮжном Урале Магнитогорский меткомбинат — это «Абзаково» и«Металлург-Магнитогорск» на озере Банное. Гору в Абзаково Магнитканачала обустраивать еще в 1995 году. За десять лет в комплекс быловложено около 28, 5 млн долларов. Примерно столько же стоил комбинату«Металлург-Магнитогорск».

Из-за высоких сроков окупаемости (10-15 лет) курорты считаютсянеинтересным вложением капитала. Пресс-секретарь ММК Елена Азовцеваназывает их «социально-значимыми инвестиционными проектами». Но, какпоказывают события, не прошло и десяти лет, как горнолыжные центрыМагнитки уже выходят на нулевую рентабельность за счет коммерческогоиспользования и перехода на круглогодичное функционирование. Крометого, ММК переориентировал на горнолыжный спорт половину своихсоциальных программ, обязав встать на горные лыжи всех сотрудниковпредприятия. Пример Магнитки дал старт развитию горнолыжной индустриина Урале — динамичному развитию этого бизнеса содействуют близостьгородов-миллионников и достаточно высокий уровень жизни. Для сравнения:во Франции такие курорты приносят прибыль до 1 млрд евро в год.

Некоторые металлурги идут дальше. Так, основной владелец ТМК ДмитрийПумпянский откликнулся на призыв президента РФ Владимира Путинаинвестировать в Северный Кавказ. В конце сентября 2006 года наМеждународном экономическом форуме в Сочи Пумпянский подписалинвестиционный меморандум с президентом Карачаево-Черкесии МустафойБатдыевым. По соглашению Группа «Синара» (компания Дмитрия Пумпянского)в 2007 году займется строительством курортных комплексов «Домбай-Архыз»и «Мара». Планируется, что там будут открыты всесезонные курорты, сетьотелей, канатные дороги различного типа и лечебно-оздоровительныеучреждения.

Старший аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев называет проектыстроительства курортов «политическими реверансами компаний в пользувласти». По его словам, та же ТМК могла бы инвестировать эти деньги всвоей отрасли с большей эффективностью. «Это не бизнес-проект», —уверен господин Царегородцев. Но, стоит отметить, что Пумпянский будетстроить курорты на Северном Кавказе не только на свои деньги: в рамкахфедеральной целевой программы «Юг России» на развитие центра«Домбай-Архыз» будет направлено из федерального бюджета свыше 17 млрдрублей, которые «Синара» намерена освоить в течение 15–20 лет.Начальный объем собственных инвестиций, которые «Синара» вложит впроект, — 2 млрд рублей.

Есть у Дмитрия Пумпянского и еще один проект на юге России. В мае 2006года «Синара» приобрела пансионат «Бургас» на берегу Черного моря. Изпансионата компания хочет сделать круглогодичную здравницу класса тризвезды, будет увеличено количество номеров, построены бассейны, созданлечебно-диагностический центр. Обеспечить наполняемость в межсезонье«Синара» намерена за счет близости к горнолыжному курорту КраснаяПоляна. Кроме того, компания рассчитывает на корпоративных клиентов —крупные компании Свердловской области, и уже разрабатывает программыкорпоративного отдыха. Первоначальные инвестиции оцениваются в 100 млнрублей, в будущем реконструкция пансионата будет проводиться за счетприбыли здравницы.

Выходит, что социально-значимые инвестиционные проекты, которыереализуют металлургические компании, могут быть не толькоблаготворительностью, репутационным инструментом или PR — «социалка»может стать интересным направлением диверсификации бизнеса. «Но пока всреде бизнесменов не принято рассказывать об успехах их непрофильныхпроектов. Почему-то считается, что инвестиции в «социалку» или«непрофили» могут негативно сказаться на размещениях акций компаний назападных фондовых биржах. Но это не так. Западные инвесторыинтересуются не только финансовыми результатами работы компании, но исоциальной отчетностью. Если металлурги эффективно вкладывают всоциалку, то это напротив повышает кредит доверия инвесторов», —считает аналитик ИГ «Экспертиза» Евгений Рыбаков.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal