18 июля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Уступи дорогу.



На прошлой неделе российский стальной магнат Алексей Мордашов договорился о продаже своей доли в транспортном бизнесе — группе компаний «Северстальтранс». По взаимному согласию его акции выкупят топ-менеджеры группы компаний «Северстальтранс» Константин Николаев (гендиректор), Никита Мишин (коммерческий директор) и Андрей Филатов (исполнительный директор). Речь идет о 50% акций головной офшорной структуры группы «Северстальтранс» — компании Transportation Investments Holding Ltd. Таким образом, менеджеры группы, как утверждает глава пресс-службы «Северстальтранса» Анна Вострухова, на паритетных началах становятся собственниками 100−процентной доли этой структуры. Сумму сделки стороны не раскрывают, но специалисты оценивают бизнес «Северстальтранса» примерно в 1–1,5 млрд долларов.Мордашов стоял у истоков создания группы «Северстальтранс» в 1996 году. За 10 лет она превратилась в одну из крупнейших в России частных транспортно-логистических компаний, весьма динамично развивающуюся структуру (см.  график 1). Зачем же Мордашов решил покинуть перспективный и некапитализированный бизнес?Объяснение может быть только одно: Мордашов, похоже, покидает традиционный бизнес, постепенно распродавая все свои активы.Рост из-под прикрытияКогда в 1996 году создавалась группа компаний «Северстальтранс», Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов работали на экспедиторском рынке. Среди их клиентов были крупные грузоотправители, в том числе предприятия металлургического комбината «Северсталь». Поэтому, когда у них возникла идея создания крупной универсальной транспортной компании, Алексей Мордашов был одним из первых, к кому они обратились с предложением о партнерстве. В созданной компании Мордашову стало принадлежать 50% акций, а остальные 50% распределились между ее топ-менеджерами.«Северстальтранс» изначально создавалась как универсальная транспортная компания, ориентированная на широкий круг клиентов. Ее бурный рост начался с 2001 года, после покупки крупного пакета акций порта Восточный, расположенного в Приморском крае. В 2002 году «Северстальтранс» приобрела пакеты акций Туапсинского и Таганрогского морских портов. Позднее группа стала собственником ключевых терминалов на Балтике, Черном море и в Тихом океане. Параллельно с этим компания наращивала вагонный парк и покупала локомотивы, в том числе на принадлежащем ей Коломенском заводе. К 2003 году группа стала крупнейшим на территории России и стран СНГ частным оператором на рынке транспортных услуг.Но время экстенсивного роста прошло. Последние два года группа, по сути, только и делала, что распродавала активы. В частности, летом 2004 года она завершила продажу 69,4% акций Туапсинского морского торгового порта. В октябре того же года группа продала контрольный пакет порта Восточный. Примерно в то же время был продан и неконтрольный пакет Таганрогского порта, а чуть меньше года назад — крупный пакет и в бизнесе компании «Трансгарант» с собственным парком около 4 тыс. вагонов. Был продан и Коломенский завод.Как поясняет Анна Вострухова, все эти сделки были осуществлены в силу ограниченности возможностей группы влиять на бизнес данных проектов. К примеру, в Туапсе у «Северстальтранса» был, по сути, лишь один клиент — «Роснефть». Аналогичная ситуация сложилась и с угольным портом Восточный, в котором главенствовал крупнейший клиент — «Кузбассразрезуголь». «Северстальтранс» оставила за собой после реструктуризации бизнеса этого порта лишь контейнерный терминал.Вообще контейнерные перевозки были для «Северстальтранса» одним из ключевых направлений бизнеса. Долгое время ее лидерство на этом рынке обеспечивалось партнерством с компанией First Quantum (ее связывают с бывшими совладельцами порта Санкт-Петербург), с которой была создана совместная структура — Национальная контейнерная компания. Но в минувшем году «Северстальтранс» разделила бизнес с First Quantum, последней достались доли в крупнейшем российском контейнерном терминале (порт Санкт-Петербург) и в Балтийском контейнерном терминале (порт Усть-Луга). «Северстальтранс», в свою очередь, выкупила долю First Quantum в контейнерных терминалах портов Восточный и Владивосток. После «развода» бывшие партнеры стали игроками номер один и номер два на российском рынке (см.  график 2).«Северстальтранс» в последнее время переформатировала свою стратегию и теперь нацелилась на самые динамичные сектора транспортно-логистической сферы. Интенсивное развитие бизнеса компании перестало сочетаться с распределением долей активных и пассивных партнеров в капитале компании. Да и «политическое» прикрытие бизнеса, которое давало наличие Мордашова в капитале группы, перестало быть актуальным: у нее появились не менее влиятельные партнеры (в частности, в Прибалтике, где «Северстальтранс» активно выстраивает транспортный бизнес-блок, у компании наладились неплохие партнерские отношения с известным бизнесменом-нефтетрейдером Геннадием Тимченко). Уже к концу этого года компания проведет ребрендинг и избавится от слова «Северсталь» в своем названии.По предварительным итогам 2006 года, оборот группы компаний «Северстальтранс» составил 1,6 млрд долларов. Как пояснил «Эксперту» гендиректор группы компаний «Северстальтранс» Константин Николаев, «группа намерена наращивать свое присутствие на рынке железнодорожных перевозок, концентрируясь на нишевых направлениях. А кроме того, мы будем продолжать инвестировать в контейнерный бизнес. Уже приняты инвестиционные программы терминалов на Дальнем Востоке, разрабатываем программу для “Петролеспорта”, который мы не так давно приобрели в Санкт-Петербурге. Сектор контейнерных перевозок в России растет очень активно, и наиболее динамично развитие группы будет идти на этом направлении».Стальным бароном меньше?Продажа «Северстальтранса» — отнюдь не первая сделка Алексея Мордашова по продаже бизнесов, исторически связанных с развитием «Северстали». Совсем недавно он за 450 млн долларов избавился от своей доли в «Северсталь-Авто».Вряд ли последние сделки Мордашова можно списать лишь на операцию по избавлению от непрофильных активов — уж слишком стремительно они проходят. Скорее всего, Мордашова интересует лишь размер средств на его банковских счетах.В середине этого года он собирается продать «Северстали» свою персональную долю (примерно 70%) в североамериканском проекте SeverCorr.Кроме того, не стоит забывать, что в этом году Мордашов получит более 300 млн долларов в виде дивидендов от самой «Северстали». А если вспомнить, что более 200 млн долларов Мордашов получил лично в качестве компенсации от Аrсеlоr за отказ от слияния активов, получается, что стальной магнат на руках к середине лета сконцентрирует свободный капитал не менее 2,1–2,3 млрд долларов, не считая его прошлых собственных сбережений.На покупку пакета крупной стальной компании этих денег едва ли хватит, да и, по слухам, сам Мордашов эти средства в стальной бизнес вкладывать не собирается. Одно можно точно сказать. Вряд ли они будут потрачены на пользу «Северстали». Видно, владелец 82,37% акционерного капитала компании «Северсталь» не верит больше в динамичные перспективы стальной индустрии или в свою ключевую роль в ней. Раз так, то, похоже, вскоре мы можем услышать о том, что одним стальным бароном на российском рынке станет меньше: Мордашов, судя по всему, готов к продаже и своего главного актива — «Северстали» — главному и пока не известному консолидатору российской стальной индустрии.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal