19 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Российский бизнесмен может осложнить проведение аукциона Chrysler



Есть опасения, что доля алюминиевого магната в фирме, планирующей участвовать в торгах, встревожит контрольные органы Российский алюминиевый магнат с неоднозначной репутацией объявил о своих планах приобрести солидный пакет акций некой канадской компании, которая является лидирующим участником торгов на приобретение Chrysler Group, ныне принадлежащей DaimlerChrysler AG. Этот неожиданный шаг может затруднить проведение аукциона на право владеть известной автомобильной компанией, а заодно вызвать новую волну обеспокоенности иностранными инвестициями в экономику США. Если осуществится план Олега Дерипаски по приобретению 1,54-миллионной (в долларах США) доли в канадской компании Magna International Inc., производящей детали и узлы автомобилей, последняя получит срочно необходимые ей деньги и сможет предложить за Chrysler хорошую цену. Однако прошлое российского магната – потенциальный сигнал тревоги для политиков и учетно-контрольных органов, которые непременно подвергнут сделку скрупулезной проверке. Правоохранительные органы США подозревают Дерипаску в связях с российской организованной преступностью. Сам он неуклонно отрицает причастность к какой-либо преступной деятельности. Руководство Magna, объявив вчера о сделке, сообщило, что партнерство с Дерипаской отвечает задачам компании по экспансии на быстро растущие рынки типа России. К задуманному участию в торгах за Chrysler эта сделка отношения не имеет. Пресс-секретарь холдинга Дерипаски "Базовый элемент" сообщил, что его компания будет изучать вопрос о приобретении Chrysler точно так же, как и любой другой акционер Magna. Magna сообщила, что проверка планируемой сделки с "Базовым элементом" попадает под юрисдикцию судебных и контрольно-регулятивных органов Канады. Хотя Chrysler принадлежит немецкой "родительской компании", фирма по-прежнему считается американской, так как продолжает конструировать, разрабатывать и производить легковые автомобили и грузовики в Северной Америке, где имеет штат в 80 тыс. чел. Если Chrysler выполняет заказы министерства обороны или осуществляет производство, считающееся стратегически важным для национальной безопасности, сделка может быть по закону проверена Комитетом по иностранным инвестициям в США. DaimlerChrysler проводила переговоры с рядом потенциальных покупателей Chrysler, которая на данный момент не приносит прибыли. Вскоре, как ожидается, будет объявлено, у кого из них наибольшие шансы. Помимо Magna, в покупке заинтересованы фонды прямых инвестиций – Cerberus Capital Management и тандем из Blackstone Partners и Centerbridge Capital, а также миллиардер-инвестор Керк Керкорьян. На данный момент Magna – единственная автомобильная компания среди участников торгов. Планируемый вброс капитала в Magna обеспечит Дерипаске (который в прошлом году лишился визы на въезд в США из-за тревоги минюста) значительную власть в этой компании. В обмен на инвестиции он получит опосредованное право (через новосозданный холдинг) на владение 15% акций, а также полномочия номинировать шесть из 14 членов совета директоров Magna – столько же, сколько может номинировать держатель ее контрольного пакета – семейство Стронэх. Решение раздобыть деньги путем заключения сделки с Дерипаской, а не займа или выпуска обязательств, обусловлено традиционной стратегией Magna: компания старается иметь сбалансированную смету и не брать в долг. Истекший год Magna завершила, имея под рукой почти 2 миллиарда долларов свободных денег. Фрэнк Стронэх, председатель совета директоров и основатель Magna, заявил, что для участия в аукционе Chrysler его компания не будет залезать в долги. "Мы будем и дальше наращивать приток свободных денег, чтобы иметь возможности для роста в будущем", – заявил вчера финансовый директор Magna Винсент Гэлифи. Вчера на совещании топ-менеджеры Magna предложили воспользоваться прибылью от сделки для выкупа акций Magna в будущем. По словам Стронэха, ввиду проблем, переживаемых автомобильной промышленностью, и роста себестоимости производства в Северной Америке Magna ищет плацдармы для роста за пределами этого региона. В течение прошедшего года компания искала партнера в России, где производство и объем продаж автомобилей стремительно растут. "Базовому элементу" принадлежит "ОАО ГАЗ", один из ведущих производителей автомобилей в России. "ГАЗу" нужны новые технологии и опытные специалисты для обновления устаревших линий седанов "Волга" и фургонов "Газель", тогда как Magna также ищет партнера, который способствовал бы ее экспансии на рынок поставки деталей на предприятия российского автопрома. Исполнительный содиректор Magna Сигфрид Вольф, имеющий опыт работы в России, говорит, что имел возможность наблюдать, как Дерипаска управляет своими подчиненными, и эти впечатления стали для него мощным побуждающим фактором к заключению сделки. Затем, по словам Вольфа, он спросил Стронэха, что тот думает о Дерипаске – сможет ли тот в потенциале стать партнером Magna? В ноябре 2006 года между сторонами начались переговоры. Стронэх отметил, что общался с представителями множества европейских компаний, с которыми работал Дерипаска, и они "очень высоко оценивают его как бизнесмена". Он также отметил, что Magna проанализировала вопрос о том, кто будет для нее надежным партнером, против которого не возражают международные рынки, и что Дерипаска этим критериям отвечает. Однако ввиду интереса Magna к Chrysler сделка с Дерипаской может, как громоотвод, привлечь к себе внимание тех, кого беспокоит рост вложений в экономику США, осуществляемых российскими компаниями, которые тесно связаны с Кремлем и уходят корнями в дикий капитализм России 1990-х. 39-летний Дерипаска нажил себе состояние в 1990-е годы в сверхприбыльной сфере российской алюминиевой промышленности, где борьба за контроль над плавильными комбинатами и другими активами, ранее принадлежавшими советскому государству, была особенно ожесточенной. Дерипаску никогда не обвиняли в преступных действиях, а все гражданские иски его бывших деловых партнеров, содержавшие обвинения в коррупции или ведении бизнеса противозаконными средствами, были отклонены судами. Причастность Дерипаски к торгам за Chrysler может быть воспринята как сигнал тревоги в Вашингтоне, где за последние два года по соображениям политики или национальной безопасности уже были отменены несколько сделок по продаже компаний известным иностранным инвесторам. В прошлом году власти США лишили Дерипаску визы ввиду своей обеспокоенности его возможными связями с организованной преступностью и сомнениями в достоверности его показаний на сей счет, которые он давал представителям ФБР. По словам официальных лиц, виза вряд ли будет восстановлена. Один из чиновников назвал решение по предоставлению миллиардеру визы на многократный въезд в США "ошибочным". Хотя Chrysler больше не выполняет крупных заказов министерства обороны США, компания все-таки продает автомобили армии и другим ведомствам, а также сотрудничает с Пентагоном и другими федеральными управлениями в области конструирования автомобильного транспорта, в том числе технологий военно-стратегического назначения. Пресс-атташе "Базового элемента" Константин Панин сказал, что вопрос о визе Дерипаски не рассматривался на переговорах с Magna как серьезное препятствие. "Мы не ожидаем никаких сложностей с получением разрешений надлежащих органов", – добавил он. Генеральный содиректор Magna Дон Уолкер заявил, что с точки зрения компании наличие или отсутствие у Дерипаски визы – это "его личное дело", а также отметил: "Это профессиональный, честный бизнесмен, и мы будем рады с ним сотрудничать". По словам официальных лиц США, участие Magna в торгах за Chrysler, по-видимому, не будет противоречить антитрестовому законодательству или соображениям национальной безопасности. В то же самое время администрация Буша стремится возродить репутацию США как страны, открытой для иностранных инвестиций, после того как несколько нашумевших сделок, в том числе приобретение Dubai Ports World ряда объектов в США, сорвались в результате яростного сопротивления политиков. Держателем доли Дерипаски в Magna станет новый канадский холдинг – совместное предприятие Stronach Trust и "Русских машин" (одной из компаний, входящих в "Базовый элемент"). Сделка должна получить одобрение акционеров Magna – их голосование состоится, видимо, приблизительно через три месяца. Стронэх подчеркнул, что не считает, что сделка как-то повлияет на ход переговоров Magna по вопросу приобретения Chrysler. Он также отметил, что подготовкой сделки совместно занимаются Magna и канадская инвестиционная компания Onex, причем рассматривается возможность сохранения небольшой доли Chrysler в собственности DaimlerChrysler. Но "Русские машины", по словам Стронэха, в этих переговорах не участвуют. Стронэх отметил, что ничего не знает о том, как относятся в DaimlerChrysler к инвестициям "Базового элемента" в его компанию, но полагает, что мнение будет положительное, поскольку Россия может быть хорошим рынком сбыта для продукции Chrysler и Mercedes-Benz. Magna также надеется, что к ее услугам прибегнут другие производители автомобилей, планирующие экспансию на российский рынок. "Давайте делать в России Jeep", – сказал Стронэх. Гендиректор Chrysler Том Ла Сорда отметил, что Россия – один из главных рынков для стратегии экспансии Chrysler. В условиях, когда в Северной Америке сегмент рынка его компании уменьшается, а конкуренция нарастает, одним из ключей к росту Chrysler, по словам Ла Сорды, будут развивающиеся рынки. Информированный источник сообщил, что руководству Daimler Chrysler не было известно о российских инвестициях в Magna до вчерашнего дня, когда было сделано официальное заявление. Пресс-атташе Daimler Chrysler Хан Тян отказался дать комментарии на сей счет. По словам Стронэха, как Stronach Trust, так и "Русские машины" будут иметь право вето на все крупные сделки по приобретению активов, что распространится и на сделку о приобретении Chrysler, если Magna станет лидером торгов. Сделка с Magna станет крупнейшей инвестицией "Базового элемента" за пределами России и одной из самых масштабных среди все более многочисленных сделок, когда имеющие много свободных денег российские компании, работающие в сфере добычи природных ископаемых, обзаводятся активами за границей. В США большая часть этих сделок шла относительно гладко. Так, в прошлом году российский "Евраз-Холдинг" приобрел Oregon Steel Mills за 2,3 млрд долл. Но в последние годы, когда в отношениях между Москвой и Вашингтоном наблюдается охлаждение, а на Западе растет обеспокоенность ужесточением контроля Кремля над российским бизнесом, в деловую жизнь все чаще вторгаются политические факторы. По словам Стронэха, перед заключением сделки он встречался с российским президентом Владимиром Путиным, одобряющим этот план. Дерипаска – один из немногих магнатов 1990-х, которые и при Путине живут благополучно. Некий юрист, специализирующийся на подобных случаях, пояснил, что вероятность государственной проверки сделки о продаже Chrysler компании Magna зависит от масштаба стратегического производства на ее предприятиях, а также от степени влияния Дерипаски в руководстве Magna. Если сложится впечатление, что Дерипаска играет значительную роль в управлении Magna, то, возможно, будет начато официальное расследование. На взгляд юриста, при рассмотрении таких сделок в США учитываются, в числе прочих, и "обстоятельства, свидетельствующие о том, можно ли доверять" покупателю. "Базовый элемент", принадлежащий Дерипаске, предоставляет о себе лишь скупую информацию финансового характера. Компания Дерипаски "Русский Алюминий" высказывала желание получить листинг своих ценных бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже, но позднее переключилась на Лондон, где действуют менее строгие правила относительно обнародования информации о компании.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal