20 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Металл в голосе



Актуальное интервью: сделка, в результате которой мировой рынок металловобрел лидера с "российской пропиской" - Объединенную компанию РУСАЛ (UCRUSAL)В результате слияния РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активовшвейцарской Glencore образована корпорация, которая ведет деятельностьв 17 странах на пяти континентах. Годовой объем производства - 3,9миллиона тонн алюминия (12,5 процента мирового рынка) и 10,6 миллионаглинозема (16 процентов) - позволил занять ей первую позицию в мире.Между тем конкуренты уже дышат в затылок новому сверхгиганту: напрошлой неделе с претензией перехватить лидерство американская Alсoaсделала предложение о покупке канадской Alсan.

О деталях создания UC RUSAL и глобальных перспективах алюминиевой отрасли в интервью "Итогам" рассказывает гендиректор компании Александр Булыгин.

- Александр Станиславович, с СУАЛом вы давно вели переговоры исотрудничали. А почему в качестве зарубежного партнера выбран Glencore?Захотелось реванша после того, как они не продали вам ямайский иирландский активы?

- Эмоции какие-то детские - обиды тут ни при чем. Да и повода для обиду нас не было: по Ирландии мы в свое время не договорились по цене, поЯмайке проиграли в нормальной открытой борьбе в ходе конкурса. У наслюбому проекту имеются альтернативы, были альтернативы и сделкам сСУАЛом и Glencore. Конструкция, когда три компании объединяются и приэтом появляются два миноритарных акционера, очень комфортна. Это сталодополнительным аргументом и для Виктора Вексельберга, и для Glencore, свладельцами которого у нас установились хорошие партнерские отношения.Ну а если говорить об основной причине сделки, то это простаяиндустриальная логика. Банально звучит, но и для РУСАЛа, и дляGlenсore, и для СУАЛа стать частью компании - мирового лидера - значитполучить принципиально другие возможности для развития и привлечениясредств для его финансирования.

- Но говорят, что российский бизнес не пользуется доверием за рубежом...

- Это стереотип, который мхом порос. Мы с подобным не сталкиваемся.Правда, бывает, что кто-то хочет использовать так называемый русскийдисконт. Но мы с такими компаниями просто не работаем.

- Конкуренты не хотят смириться с вашим лидерством: на днях Alсoa сделала предложение о покупке Alсan...

- Большинство комментариев, которые прозвучали по поводу нашегообъединения, были положительными, но некоторые действительно воспринялисделку с большой ревностью. Думаю, конкурентам лучше сконцентрироватьсяна решении собственных проблем. В то же время мы осознаем, что созданиеUC RUSAL дало мощный толчок для начала активных действий по дальнейшейконсолидации отрасли. Хотя, на мой взгляд, не конкуренция будетопределять тенденции развития отрасли в мировом масштабе на ближайшиелет пять.

- А что же тогда?

- Я думаю, большее значение с точки зрения влияния на изменение среды,в которой мы работаем, оказывают такие процессы, как, например,глобальное потепление. Люди думают, как можно предотвратить эту угрозу,наличие которой трудно оспаривать.

- У вас же вроде алюминиевый бизнес, а не научная лаборатория.

- Да, но тенденции в отрасли определяют клиенты. Весь мир сейчасозадачен вопросами энергосбережения, сокращением расхода топлива. Вчастности, нужны облегченные материалы для производства транспорта -железнодорожных вагонов, автомобилей и прочего. Алюминий и будет такимматериалом. Его использование по сравнению со сталью позволяетуменьшать вес конструкции, а значит, сократить расходы топлива. Крометого, для нас глобальное потепление означает и то, что мы должныснизить суммарный объем выбросов на 25-50 процентов. Хотя, несмотря наувеличение объема производства, объем выбросов сейчас составляетпорядка 75-80 процентов от уровня 1990 года.

- Боитесь Киотского протокола?

- Не в этом дело. Мы даже не выбираем квоты... Что делают законодателина Западе? Вот есть 10 процентов компаний, которые являются лидерами всвоей отрасли, и каждая из них выбрасывает определенное количествозагрязняющих веществ. При этом есть основная группа, стабильнопоказывающая средний уровень выбросов. И есть еще 10 процентов компаний- они хуже всех. Законодатели говорят: "Хорошо, мы корректируемстандарты таким образом, чтобы завтра десять худших закрыли своипроизводства. А основная группа производителей должна будет внедрить тестандарты, которые заданы десятью процентами лидеров".

- И по этой причине вы решили сосредоточиться на атомной энергетике как более экологичной?

- Например, но не только. На реализацию объявленного нами совместного сРосатомом проекта на Дальнем Востоке потребуется в лучшем случае пять -семь лет, учитывая требования по безопасности, сертификации, циклстроительства и так далее. Поэтому нас интересует любая "зеленая"энергетика.

- В Объединенной компании формируется энергетический дивизион.Хотите усилить свое главное конкурентное преимущество - дешевуюэлектроэнергию?

- Дешевая энергия в России - еще один миф. В алюминиевой отраслирасходы на тонну считаются как сумма транспортных и энергетическихзатрат. Мы конкурентоспособны с точки зрения доступа к энергоресурсам,но при этом несем существенные издержки из-за большого транспортногоплеча. Никто из наших конкурентов, имеющих под боком в портахсобственное глиноземное производство, не несет таких затрат на доставкусырья и транспортировку готовой продукции. Это очень серьезныедополнительные издержки, они только частично компенсируются стоимостьюэлектроэнергии. Именно поэтому мы и новый алюминиевый завод построили вХакасии, около Саяно-Шушенской ГЭС. Там удобные створы реки с точкизрения напора воды, сезонного распределения водосброса. Энергетикиспециально построили для нас сеть. В этом наше преимущество, а не втом, что кто-то придумывает скидки. Все обусловлено рынком.


Объединенная компания Русал ведет деятельность в 17странах на пяти континентах. Корпорация, образованная в результатеслияния Русала, Суала и глиноземных активов Glencore, заняла лидирующиепозиции в мире по производству алюминия и глинозема
(Фото: Сергей Куликов/ИНТЕРПРЕСС)

- Алюминиевая отрасль считается наименее консолидированной. По какому пути пойдет укрупнение?

- Сложный вопрос, потому что чисто алюминиевых компаний не очень много.РУСАЛ уже энергометаллургическая компания. Rio Tinto, CVRD, BHPBilliton - это крупнейшие диверсифицированные горно-металлургическиекомпании, которые производят не только алюминий, но и широкий спектрдругих металлов и видов сырья. Вопрос в том, пойдет ли развитиеалюминиевой отрасли по пути создания таких диверсифицированныхгорно-металлургических компаний или по пути консолидации в рамках однойкомпании все большего и большего процента мирового производства.Последнее не факт.

- Откуда такая уверенность?

- Есть серьезные ограничения антимонопольного характера. Приобъединении двух компаний, имеющих не только алюминиевое, но иглиноземное производство, антимонопольные власти многих стран попросятновую структуру продать часть глиноземных активов. Надо будетучитывать, не ухудшат ли обязательства по продаже большого количестваактивов эффект от синергии при объединении чисто алюминиевых компаний.С моей точки зрения, сценарий укрупнения в рамках одной отрасли неочень вероятен. Скорее всего мы увидим, как будут появляться компании,подобные BHP Billiton. Она сейчас стоит около 120 миллиардов долларов,а лет через пять будет стоить 200. Это наш ориентир с точки зрениятого, кем мы хотим стать. В России нет ни одной компании, которая имелабы устойчивую позицию в разных секторах промышленности. И пока нетникакого движения в этом направлении. Это неправильно, потому чтоРоссия, имея такие серьезные позиции в металлургической и горноруднойпромышленности, должна, мне кажется, предъявить миру в течениеследующих десяти лет пару-тройку таких серьезных компаний.

- В каких именно отраслях?

- В энергометаллургии. Вот, например, CVRD производит как бокситы, таки медный концентрат и железорудную продукцию. Между тем в Россиипроизводятся все шесть металлов, которые торгуются на Лондонской биржеметаллов. Это супервозможность как с точки зрения инвесторов, которымбыло бы интересно инвестировать в такую компанию, так и с точки зренияусиления позиций России на мировых рынках.

- Каким вы видите образ такого гиганта в российском исполнении?

- РУСАЛ может стать хорошей основой для его создания. А у потенциальныхобъектов для присоединения должна быть соответствующая "генетика", тоесть это не должно быть что-то ущербное с точки зрения экологии илиналичия собственной рудной базы.

- При советской власти у нас все было укрупнено, потом все поделили и приватизировали, теперь стали вновь собирать...

- Невозможно иначе, чем через процесс приватизации, найти эффективногособственника. Собственников поначалу было много, но у них не былокапитала. Но затем сформировалась группа эффективных собственников. Этосовсем не означает, что мы вернулись в ту самую точку, где были 15 летназад. Мы создали много нового и стали как минимум в два раза больше.Символично, что именно в мае этого года исполняется 75 лет алюминиевойотрасли России. Первый завод - Волховский - был пущен в 1932 году, а 15мая 2007 года мы закладываем камень, символизирующий началостроительства РУСАЛом и "ГидроОГК" Богучанского алюминиевого завода,мощность которого составит 600 тысяч тонн.

- Наращивание производства, очевидно, имеет смысл, если соотношениеспроса и предложения будет таким же выгодным, как сегодня. А еслизавтра конъюнктура изменится за счет выхода на рынок тех же китайцев?

- У Китая есть серьезные ограничения. Для устойчивого долгосрочногоразвития алюминиевой промышленности нужен доступ к электроэнергии,которого у них нет, нужны технологии. Чтобы войти в рынок, нужнопотратить по крайней мере пять миллиардов долларов. Пока же мынаблюдаем дефицит нашей продукции. А если учесть глобальное потеплениеи то, что бенефициаром в этой ситуации станет алюминиеваяпромышленность, то можно прогнозировать устойчивый рост спроса.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal