26 апреля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


Сталь к лету: отпускной сезон откладывается?



Главной"изюминкой" планетарного рынка стали к началу лета стала активизациябизнес-деятельности этого сектора экономики, причем процесс коснулсявсех сфер отрасли: от производства и "браков по расчету" междуметаллургическими компаниями-"бегемотами" до ценовой динамики на сырьеи "наполеоновских" планов по вводу новых мощностей.АнтуражСледует заметить, что оживление в планетарной металлургии невозникла "вдруг" — процесс наблюдался последние месяцы. Главнойособенностью его стало анонсирование проектов строительства новыхмощностей и расширения действующих. К вящему удивлению профильных гуру, особенную активность вэтом смысле развили индийские металлурги. В частности, отмечаетсяособенная агрессивность в этом отношении индийской Tata Steel, котораяпосле поглощения Corus стала пятым номером в мировом рейтингепроизводителей стали. После подписания в конце мая соглашения о приобретении 65%акций в проекте строительства интегрированного комбината во Вьетнамемощностью 4,5 млн тонн стали в год руководство Tata Steel заявило онамерении осуществить несколько поглощений горно-добывающих исталелитейных предприятий в странах Юго-Восточной Азии. Кроме того, внастоящее время по рынку ходят слухи, связывающие индийскую компанию сеще несколькими крупными проектами. Так, Tata Steel считается наиболеевероятным покупателем канадской компании Stelco, которая в прошлом годупроизвела 3,7 млн тонн стали, а сейчас фактически выставила себя напродажу. Кроме того, Tata Steel также может принять участие ввосстановлении горнорудной и металлургической промышленности Анголы.Правительство страны приглашает иностранных инвесторов принять участиев восстановлении местной железорудной компании Ferrangol, вколониальные времена добывавшей до 5 млн. тонн сырья в год, а также встроительстве производственного комплекса, включающего железную дорогу,металлургический комбинат и порт. Стоимость данного проекта оцениваетсяв 3 млрд долл., железорудного — в 2 млрд долл. Еще один комбинированный проект по организации добычи железнойруды и выплавки из нее стали может быть реализован в другой бывшейпортугальской колонии — Мозамбике, а основным его участником можетстать бразильская CVRD. Кроме того, CVRD заявила о своейзаинтересованности в участии во всех новых металлургических проектах вБразилии. Корпорация уже владеет миноритарными пакетами акций вкомбинате CSA, который строит ThyssenKrupp, и Ceara Steel, где еепартнерами являются корейская Dongkuk Steel, итальянская Danieli иадминистрация штата Сеара. Как считает руководство CVRD, любойметкомбинат, который будет построен в стране в будущем, будет нуждатьсяв железной руде, и корпорация с удовольствием возьмет на себя еепоставки. Два металлургических проекта были анонсированы на прошлойнеделе в странах Персидского залива. Компания Gulf Steel IndustriesCompany из ОАЭ намерена расширить производительность своего прокатногозавода от 150 тыс. до 550 тыс. тонн сортового и фасонного проката вгод. Японская Yamato Kogyo подписала меморандум о намерениях о созданиив Бахрейне совместного предприятия по строительству первого в регионеинтегрированного производителя балок. Предполагаемая производственнаямощность предприятия составит 600 тыс. тонн. А катарская Qatar Steel врамках своего проекта увеличения производительности от нынешних 700тыс. до 1,5 млн. тонн в год запустила новый современный сортопрокатныйстан, поставленный Siemens VAI Technology. Руководствокомпании-поставщика заявляет, что это оборудование является уникальнымдля всего ближневосточного региона. Натурально, не обошлось без новых строек в Поднебесной.Компании Baosteel и Handan Steel начали строительство новогоинтегрированного комбината, рассчитанного на выпуск до 4,5 млн. тоннгорячекатаных рулонов и толстолистовой стали в год. Предприятиепредполагается запустить уже в середине 2008 года. Между тем компанияBaotou, которая проходит процесс интеграции с той же Baosteel, объявилао намерении после завершения слияния приступить к сооружению новогопредприятия на 5 млн. тонн стали в год. А тем временем, китайцы, в последние годы перманентнорасширяющие объемы экспорта, уже нарвались на неприятности. Группа изшести американских компаний подала антидемпинговый иск против китайскихпоставщиков сварных труб, в прошлом году продавших в США около 600 тыс.тонн данной продукции. Очевидно, если этот почин будет успешным,аналогичные иски будут поданы и в отношении других металлоизделий. Но этот опыт отнюдь не снизил энтузиазм металлургов Китая. Несмогла оказать достаточного влияния и неудача с попыткой повысить ценына заготовки, катанку и горячекатаные (ГК) рулоны при поставках встраны Восточной и Юго-Восточной Азии после введения экспортных пошлинна стальную продукцию и их увеличения на полуфабрикаты. Судя по всемуметаллурги Поднебесной таки всерьез вознамерились принять все меры длякомпенсации роста затрат. В начале июня они подняли стоимостьгорячекатаных рулонов для тайванских покупателей до $600-605 за тоннуC&F по сравнению с $550-560 за тонну C&F месяцем ранее, аарматуры для стран Персидского залива — соответственно от $540-560 до$590-600 за тонну C&F. Новые предложения судостроительнойтолстолистовой стали поступают из расчета $720-740 за тонну FOB. Впрочем, по мнению потребителей, эти цены совершенно«неадекватны» и вряд ли будут приняты. Тайванские аналитики, например,отмечают, что запрашиваемые китайцами цены на 35-50 долл. за тоннувыше, чем у местных производителей (ex-works), а на Ближнем Востокеспрос на конструкционную сталь снижается из-за приближения самых жаркихмесяцев. Компании из Турции и стран СНГ уже попытались присоединиться ккитайцам и провести свое поднятие цен, но натолкнулись на жесткоесопротивление со стороны покупателей. В результате турецким металлургамтак и не удалось перейти границу 600 долл. за тонну FOB, а предложенияроссийских и отечественных экспортеров на поставку арматуры вПерсидский залив по $560-580 за тонну FOB в июне-июле остаются пока безответа. Сделки заключаются на прежнем уровне — 530-560 долл. за тоннуFOB для арматуры и $490-510 за тонну FOB — для заготовок. Кстати, на слабость рынка жалуются и производители листовойстали из СНГ. В июне им пришлось опустить свои котировки в среднем на5-10 долл. за тонну. Стоимость украинского ГК-проката варьирует от550-560 долл. за тонну C&F Турция до более 580 долл. за тонну FOBпри поставках в западные страны, аналогичная продукция российскогопроизводства стоит около 550-580 долл. за тонну FOВ, холоднокатаные(ХК) рулоны котируются по 620-640 долл. за тонну FOB. Некоторые европейские компании вослед за Corus объявили оповышении цен на плоский прокат в третьем квартале, но не на 25-45фунтов стерлингов за тонну, как англичане (относящиеся ныне к индийскойTata Steel ), а в гораздо более скромном масштабе — на ?10-15 за тонну.Впрочем, региональные аналитики сомневаются, что им удастся даже это.По их мнению, спрос на листовую сталь в Европе начнет увеличиваться неранее четвертого квартала, а летом потребители будут в основномиспользовать накопленные запасы. Импортные цены на плоский прокат в ЕСпри этом немного сдали и снова на 10-20 евро за тонну уступаюткотировкам ex-works местных производителей. Так, ГК рулоны поступают наевропейский рынок по 490-510 евро за тонну CIF, тогда как в Германииили Бенилюксе данная продукция стоит от 510 евро за тонну ex-works. А вот в США падают внутренние цены. Местные производители ужеготовы продавать горячекатаные рулоны по 520-540 евро за короткую тонну(ex-works), а то и дешевле. Кстати, импорт стали в США в мае 2007 года составил в целом3,014 млн. тонн — это самый высокий уровень в году, сообщает AmericanIron and Steel Institute (AISI).Представители стальной индустрии США заявили, что этотпоказатель вновь подтверждают, что американский рынок являетсяпривлекательным для экспортеров стали.Как известно, в 2006 году самый высокий показатель импорта стали был зафиксирован в июле и составил 3,888 млн. тонн.Японский стальной экспорт в апреле увеличился на 9,9% — до 2,85млн тонн, чем зафиксировал первый рост экспорта в текущем году,сообщает Japan Iron and Steel Federation.Экспортные поставки в страны Азии продолжают играть ведущуюроль в структуре японского стального экспорта. Так, экспортные поставкив КНР увеличились на 10,3%, а в Южную Корею — на 33,8%, в Таиланд — на22,3%, в Тайвань — на 6,5%. Стальной экспорт в США, напротив,сократился на 9,3%.Между тем на рынке железорудного сырья (ЖРС) продолжают бушевать страсти.Практически все профильные гуру признают: надежды настабилизацию мирового рынка железной руды пока не оправдываются из-заболее высокого, чем ожидалось, спроса со стороны Китая. В 2008 году всеожидают нового повышения контрактных цен, а достижение равновесия междуспросом и предложением переносится на 2011 год. Поднимаются цены и на спотовом рынке, что частично вызваноувеличением тарифов на фрахт, а частично — тем же повышенным спросом вКитае. В начале июня стоимость индийского 63,5%-ного концентрата припоставках в КНР составляла $101-104 за тонну CIF, дороже, чем убразильского или австралийского материала. По словам наблюдателей, есликитайцы покупают индийскую руду на таких условиях, значит, она им нужнапросто позарез. Все больше металлургических компаний полагаются на заключениедолгосрочных контрактов, подключая к этому процессу новых поставщиков.Так, первое такое соглашение с иностранным потребителем заключилароссийская "Северсталь". Входящий в ее состав комбинат "Карельскийокатыш" поставит в течение 3 лет 3 млн тонн окатышей на предприятиегруппы Corus. О намерении работать по долгосрочным (на 3-5 лет)контрактам заявила и другая российская компания —"Металлоинвест". Темвременем одно из ее подразделений — Лебединский ГОК —договорилось сказахским "Mittal Steel Темиртау" о поставках около 500 тыс. тоннконцентрата на протяжении года. Между тем китайская Maanshan Iron & Steel, в свою очередь,обратилась к южноафриканской компании Kumba. В течение 10 лет она будетпоставлять в Китай примерно по 1 млн. тонн руды в год. Другая компания из Поднебесной, Anshan Iron and Steel Group, сцелью упрочения отношений с австралийским поставщиком железорудногосырья Gindalbie Metals приобрела за 32,5 млн. тонн 12,94% ее акций.Angang и Gindalbie Metals совместно разрабатывают два подразделенияжелезной руды. Одно из них, Mungada , должно дать свою первую продукциюуже во втором полугодии текущего года и выйти на полную мощность (2 млнтонн в год) в 2008-ом. Второй проект Karara будет реализован только к2010 году, но там производительность планируется на уровне 8 млн тоннконцентрата и окатышей ежегодно. Но самое радикальное решение сырьевой проблемы китайскихкомпаний может предложить недавно созданный государственныйинвестиционный фонд Chinese State Investment Co. с ресурсами в 237 млрддолл. Как предположила одна австралийская газета, возможным объектоминтереса со стороны этого фонда может стать… корпорация BHP Billiton,второй по величине в мире производитель железной руды, а такжепоставщик нефти, угля, алюминия и ряда других цветных металлов и ихруд.Несколько забегая вперед, рискнем предположить, что покоя здесь не видать надолго.Несмотря на рост поставок железной руды, в текущем году мировойрынок будет продолжать испытывать трудности с сырьем, и такая ситуацияпродлится до 2010 года, считает исполнительный директор Macquarie BankLtd. в Шанхае Джим Леннон. Как утверждает г-н Леннон, "Китай сейчас является главнымимпульсом к росту цен на железную руду, медь, никель, цинк и алюминий.Китайский спрос на базовые металлы представляет 5-8% oт мирового спросав 1990 году и 25-30% в 2005-2006 годах. Даже если рост снизится, то этобудет 30% к 2010 году". Естественно, что растущие цены на железную руду в последниегоды — это реакция рынка на сложности с нехваткой сырья с 2003 года.Нынешние сырьевые гиганты много инвестируют в дополнительные мощностипо производству ЖРС, однако до 2010 года проблема нехватки сырья будетакутальна. Кроме того, росту цен на переговорах по железной руде будуттакже способствовать расценки на фрахт, которые в последнее время такжерастут. C этим прогнозом де-факто согласен аналитик по сырьюконсалтинговой компании CRU Калум Бейкер, утверждающий, что тенденцияроста цен на ЖРС сохранится до 2011 года, то есть до тех пор, покановые производственные мощности не будут запущены в эксплуатацию.Однако, по словам Бейкера, и после указанного срока на рынкеостанется определенная напряженность, поскольку неясно, поспеет ли замощностями по выпуску ЖРС сопутствующая инфраструктура, прежде всеготранспортная и портовая. По последним оценка CRU, логистическаяинфраструктура позволит морским перевозкам ЖРС в мире увеличиться до900 млн. тонн в 2008 г. по сравнению с 740 млн. тонн в 2006 году. К2011 году этот показатель может достичь отметки в 1,05 млрд тонн. "Краткосрочная активизация рынка также возрастет", — добавиланалитик, отметив, что спотовые цены на ЖРС в Индии беспрерывно росли,например, на рудную пыль они увеличились за последние два месяца на 10долл. и достигли $105 за тонну с доставкой в Китай. Для сравнения:тонна бразильского сырья с доставкой в Китай стоила 95 долл.,австралийского — $70 долларов. И то, что при таком "раскладе" поставкиЖРС из Индии в КНР только увеличиваются (9 млн. тонн за первый квартал2007 года), говорит об очень плотном спросе. А существующиелогистические проблемы мешают наращивать поставки руды из Бразилии иАвстралии: по итогам первого квартала они оказались даже меньше, чем зааналогичный период прошлого года. Тем не менее, прогнозирует г-нБейкер, к 2009 году баланс сил между Индией, Бразилией и Австралией накитайском рынке восстановится. Всего за первый квартал текущего года Китай импортировалпорядка 100 млн. тонн руды. Ожидается, что по итогам года в целом объемкитайского импорта ЖРС достигнет минимум 400 млн. тонн, 40% которыхбудут бразильскими, 40% — австралийскими и 20% — из Индии.В мае китайский рынок железной руды достиг своего пика: вместес ростом фрахтовых расценок цены на железорудный концентрат и импортнуюжелезную руду показали новую историческую ценовую высоту.Хотя после того как правительство анонсировало рост экспортныхпошлин на стальную продукцию с 1 июня 2007 года, цены на стальнуюпродукцию начали снижение.Эта цепная реакция отразилась прежде всего на ценах на чугун изаготовку, а также на ценах на железную руду. Многие сталепроизводителивременно покинули рынок и используют свои запасы сырья, ожидая сниженияцен на внутреннем рынке. Как известно, в июне традиционно происходитспад спроса на сырье от местных стальных компаний.Аналитики прогнозируют, что в июне-июле внутренний рынок ЖРСостанется спокойным, а небольшое ослабление цен возможно лишь к концулета. По данным Китайской таможенной службы, импорт железной руды в КНРв апреле снизился на 2,26 млн. тонн по сравнению с мартом и достиг33,36 млн. тонн. Многие отмечают, что это снижение — результатуменьшения индийского экспорта.Между тем, как считают считают авторы аналитического доклада,опубликованного Китайской торговой палатой по экспорту и импортуметаллов, минералов и химикатов, экспорт стали из КНР не может нарушитьбаланс спроса и предложения на мировом рынке стальной продукции,считают авторы аналитического доклада, опубликованного Китайскойторговой палатой по экспорту и импорту металлов, минералов и химикатов.В докладе подчеркивается, что большая часть китайскогопроизводства стали идет на удовлетворение быстро растущего в КНРвнутреннего спроса на стальную продукцию. Спрос на эту продукцию сталпричиной роста китайского импорта стали в последние годы. Так, в 2005году импорт стали в КНР на 11,5 млрд долл. превысил экспорт стали изКитая.Авторы доклада полностью поддерживают концепцию устойчивогороста китайской экономики, а также структурную реформу китайской чернойметаллургии, что предполагает также некоторое снижение темпов ееразвития.Полагаю, профильные гуру Поднебесной лукавят. В этом убеждает нижеприведенная статистика.Прибыль металлургической отрасли КНР в первом квартале 2007 годаувеличилась в 2,8 раза, а прибыль стальных производителей — в 3,6 раза,по сравнению с показателем соответствующего периода прошлого года,сообщает National Development and Reform Commission (NDRC)."Очень быстрый рост стального производства, а также постояннорастущие цены способствовали росту прибыли стальных компаний", —отмечает NDRC. Действительно, рост стального производства в КНР за первыйквартал был очень высоким, кроме того, он поддерживался спросом насталь со стороны внутреннего и мирового рынков. Согласно CRU SteelPrice Index, стальной тренд производства в КНР вырос за первый кварталдо 160,7 пунктов, или на 16,3%, по сравнению с прошлым годом.Между тем в мае внутренние стальные цены в Китае выросли на7,81% по сравнению с маем 2006 года и на 3,34% по сравнению с апрелем2007 годом, достигнув отметки 4255 юаней ($557) за тонну.Договорные цены на конструкционную сталь достигли 3613 юаней(473 долл.) за тонну, что на 7,12% выше уровня апреля и на 12,61% вышепоказателя годовой давности. Цены на стальные листы и плиты выросли до4958 юаней (649 долл.) за тонну, что на 1,56% выше, чем в апреле 2007года, и на 6,28% выше по сравнению с маем 2006 года.Средние цены на нержавеющую сталь выросли на 3,16% по сравнениюс апрелем 2007 года и на 37,43% по сравнению с показателем годовойдавности, достигнув отметки в 32927 юаней ($4311) за тонну. Цены настальные трубы выросли до 5044 юаней ($660) за тонну, что на 2,3% вышеуровня апреля и на 8,12% выше уровня прошлого года.Национальные особенности металлургии в мае: ренессанс после апрельского затишья?Отечественная металлургия в прошлом месяце значительно прибавила и вернула себе имидж "локомотива экономики". (Индексы объема промышленной продукции (в сопоставимых ценах) в %).

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal