18 июля
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


За длинным углем



В первую пятницу октября Российский фонд федерального имущества проведет торги по продаже единым лотом акций ОАО "Эльуголь" (68,86%) и ОАО "Якутуголь" (75% минус одна акция), а также недостроенного участка железной дороги Улак-Эльга протяженностью 350 км (сейчас проложено около 60 км). Стартовая цена этого великолепия - около $1,8 млрд, и в качестве основного условия, возлагаемого на покупателя, оговорен ввод в эксплуатацию железной дороги Улак-Эльга не позднее 30 сентября 2010 года.Не лот, а мечта любого крупного промышленника: и уголь, и ветка к БАМу в одном флаконе.Список участников конкурса еще не до конца укомплектован - прием заявок завершится в начале этой недели. Тем не менее официально выразили интерес "Мечел", "АЛРОСА", "Базовый элемент", Evraz Group. Свою готовность к торгам выказывают и иностранцы: по данным Республиканской инвестиционной компании, участвующей в организации торгов, угольными активами очень интересовались швейцарцы (Glencore), японцы (Sumitomo, Mitsui, Nippon Steel), корейцы ( LG International, Posco). Но "защитники отечественного производителя" не дремлют: по условиям аукциона иностранные концерны могут участвовать в нем либо через российские компании, либо через консорциум с одной из них. В двадцатых числах сентября стало известно, что международное консалтинговое агентство Baker & McKinsey уже неделю проводит ознакомление со всей документацией по конкурсу на "якутские богатства" в интересах своего клиента - компании Arcelor Mittal, героя прошлогоднего международного корпоративного скандала. Концерн Arcelor Mittal возвращается в Россию. Что ждет индийского гостя в нашем прохладном инвестиционном климате?Чуть более года назад деловые СМИ готовились порадовать свои аудитории сенсационной информацией о слиянии второй по величине стальной группы Arcelor и активов российского стального магната Алексея Мордашова, в результате чего в мире могла бы образоваться крупнейшая сталелитейная компания, ведущим акционером которой должен был стать глава компании "Северсталь". Но не вышло.Официально причиной срыва сделки стало слияние Arcelor с ее основным конкурентом - компанией Mittal Steel. Слиянию люксембуржцев с индусами предшествовала широкомасштабная информационная война. Сергей Кривохижин, аналитик финансовой корпорации "Открытие", так охарактеризовал "BusinessWeek Россия" эту сделку: "Победил сильнейший".БОЛЛИВУДСКАЯ МЕЧТАПАРУ ЛЕТ НАЗАД "свадьбой года" было названо бракосочетание в Версале: отцу невесты, Лакшми Митталу, garden-party обошлась в $55 млн. Брат невесты, красавец Адитья, совершенно затмил жениха.В бизнес-династиях дети в основном воплощают две условные ролевые модели: а) "каждый день как день рождения" и б) "не ударить в грязь лицом". Адитья Миттал - опора и главная надежда Лакшми Миттала. До того как поставить сына во главе подразделения М&A (Mergers&Aquisitions), Миттал-старший выстраивал свою империю путем приобретения загибающихся предприятий, которые, кроме него, казалось бы, никому не были нужны. Появление в подразделении хозяйского сына в корне изменило его деятельность. Эпоха покупки разваливающихся заводов канула в Лету, теперь "стальная королевская семья" выкладывает астрономические суммы за ведущие предприятия отрасли.Компания заинтересовалась европейской Arcelor еще в 2005 году. Именно Адитье Митталу Алексей Мордашов обязан оглушительным провалом в истории с компанией Arcelor: Миттал-младший настоял на слиянии своей компании с европейским сталелитейным гигантом. Поначалу Миттал-старший был не в восторге: слишком дерзкая идея. Но итог украинского аукциона по продаже завода "Криворожсталь", в котором участвовала и компания Arcelor, поставил все на свои места: по оценке Адитьи Миттала, из-за противостояния с люксембуржцами индусам пришлось заплатить за "Криворожсталь" на 40% больше начальной цены - $4,8 млрд. "Они будут нашими конкурентами при любой покупке", - убедил отца Адитья. Уже в январе прошлого года Mittal Steel выставила оферту на покупку своего главного конкурента за 18,6 млрд евро.Полностью доверившись сыну, Лакшми Миттал стал основным акционером крупнейшей в мире стальной компании (45%), с огромным отрывом опережающей конкурентов, а также получил полный контроль над финансовыми потоками образовавшегося стального гиганта.У КАЖДОГО МГНОВЕНЬЯ СВОЙ РЕЗОНЛАКШМИ Миттал давно и активно ищет плацдарм в России. Очередную попытку проникновения на российский рынок Arcelor Mittal упорно делает по очевидной причине: рынки России и стран СНГ растут весьма неплохими темпами. "Нашей экономике требуется все больше металлопродукции в связи с растущим спросом со стороны машиностроения, судостроения и строительной отрасли. Концерн Лакшми Миттала, как и любая другая компания, старается поймать благоприятную конъюнктуру, чтобы получить большую прибыль", - рассказал "BusinessWeek Россия" аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитcервис" Олег Петропавловский.Недавно господин Миттал признался, что хочет построить в России металлургический завод с нуля. А кроме денег и мозгов любому металлургу в любой стране мира необходимы руда и коксующийся уголь."Свой завод компания, судя по всему, намерена строить в европейской части России. "Эльуголь" же находится в Якутии, поэтому использование якутских углей будет затруднительно вследствие высокого транспортного плеча и высоких железнодорожных тарифов", - пытается объяснить ситуацию Сергей Кривохижин. Однако для Олега Петропавловского причины интереса "индийского агрессора" к российскому углю достаточно очевидны: "Интерес компании к углю обусловлен желанием группы обеспечить свои активы в СНГ и Азии коксующимися углями, которые составляют порядка 20% себестоимости при производстве стали". К тому же предположение, что Лакшми Миттал будет строиться в европейской части России, может быть весьма далеко от истины.ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИПОКА СЛОЖНО говорить о шансах проникновения на российский рынок крупнейшей в мире стальной компании. Отечественные сталелитейщики могут задействовать административный ресурс и воспрепятствовать Лакшми Митталу. "Вряд ли кому-то понравится столкнуться с крупным конкурентом на своей половине поля. Полагаю, что компания не станет искать нового партнера для создания совместного предприятия, а постарается выйти на российский рынок самостоятельно. Если ей это все же удастся, возможно, будет создан прецедент в плане проникновения иностранных сталелитейных компаний на российский рынок", - считает Сергей Кривохижин. Гораздо более оптимистично настроен его коллега из "Брокеркредитсервиса" Олег Петропавловский: "Не обязательно, что Arcelor Mittal вернется именно сейчас и именно в проект якутских углей. Я не думаю, что такая компания может упустить быстрорастущий рынок России". Однако ей придется прежде "найти контакт с властными структурами или создать консорциум с отечественными сталепромышленниками или крупными инвесторами в силу "тяжеловесности" проекта. Освоение эльгинских месторождений потребует инвестиций в $3 млрд, а срок окупаемости может превысить 10 лет", - сомневается в успехе индийского гамбита аналитик Альфа-банка Валентина Богомолова.Понятно, что семья Миттал долго ждать не будет: если участие в аукционе по якутскому углю закончится неудачей, она станет искать другую возможность. Гораздо интереснее будет наблюдать за поведением российских металлургов: смогут ли они противостоять индийскому натиску - или, наоборот, с добрыми словами про международную кооперацию найдут для своих заводов щедрых индийских покупателей.

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal