13 июня
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Новости индустрии


"Железный" гигант на пути к вершине



Вряд ли кто-то из сталелитейщиков рискнет назвать горнодобывающую Valе союзником. Ведь эта компания из Рио-де-Жанейро - ведущий мировой поставщик железной руды. И 18-19 февраля она заставила производителей стали из Японии, Южной Кореи и Германии проглотить 65-процентное повышение цен. Хуже того, так уж совпало, что Vale подняла цены в тот самый момент, когда в самой компании размышляют, не приобрести ли швейцарскую Xstrata, шестую по величине горнодобывающую компанию в мире. В результате такой комбинации бразильцы смогли бы еще решительнее и тверже диктовать цены металлургам.Впрочем, как утверждает глава Vale Роджер Агнелли, слияние отвечает интересам отрасли в целом и всех игроков, поскольку позволяет создать противовес Китаю, влияние которого на мировых рынках железной руды и стали становится все сильнее. Как заявил Агнелли, выступая в октябре в Американской торговой палате в Рио-де-Жанейро, западные промышленники должны "проснуться" и осознать силу Китая.По мнению 48-летнего Роджера Агнелли, в отрасли, переживающей процесс консолидации, каждый является или хищником, или добычей. И по расчетам Агнелли, его Vale (бывшая Companhia Vale de Rio Doce) окажется в числе победителей и станет ведущей горнодобывающей компанией в мире. К этой своей цели Роджер Агнелли близок. Начиная с 2001 года, когда он занял свой нынешний пост, Vale приобрела более десятка горнодобывающих и металлургических компаний в Бразилии и за рубежом. Ее объекты расположены на шести континентах. При Агнелли бумаги амазонской компании принесли акционерам 64% годовых.Покупка Xstrata - непременное условие осуществления амбициозных планов Агнелли. Швейцарская компания - крупный игрок на рынке меди, никеля и угля, с филиалами в 18 странах, включая Бразилию и США. Vale не пожелала публично комментировать свою заявку на Xstrata, но, по утверждениям отраслевых источников, Vale близка к тому, чтобы получить кредитов на $50 млрд - эти деньги пойдут на покрытие наличной части оплаты, а вся сумма сделки может превысить $90 млрд.ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТАСовсем иные планы, судя по всему, у китайцев, что они уже не раз и продемонстрировали, выкладывая за доступ к ресурсам немалые суммы. 1 февраля государственная корпорация Aluminum Corp. of China (Chalco) договорилась с Alcoa из Питтсбурга (США) о совместном приобретении за $14 млрд 9% лондонской Rio Tinto (третьей по величине горнодобывающей компании в мире). Между тем на Rio Tinto нацелилась и австралийская BHP Billiton: речь идет о враждебном поглощении за $147 млрд. Хотя Chalco не раскрывает причин, заставляющих ее делать такую покупку, и так понятно, что успех BHP обернется очень большими проблемами для Китая - ведь сила ценообразования у слившихся компаний куда больше. Поэтому многие ожидают, что китайцы используют вновь обретенное положение инсайдеров, дабы попытаться сорвать сделку. По предположениям некоторых аналитиков, Китай может замахнуться и на кусок Xstrata, чтобы только она не попала в руки Vale - по тем же причинам.Разумеется, в этой странной паре оба партнера нуждаются друг в друге. С 2002-го Vale в пять раз увеличила отгрузку руды в Китай, до 100 млн метрических тонн в 2007-м. В этом году на долю сталелитейных предприятий Китая может прийтись почти половина потребляемой в мире железной руды, включая 40% экспорта Vale. После того как японские и южнокорейские производители согласились с ростом цен, а Vale поднимает их уже шестой год подряд, китайцы, скорее всего, будут вынуждены последовать их примеру.Основа бизнеса Vale - обширное месторождение Карахас в Центральной Амазонии, где у компании три шахты. Рабочие здесь порой краем глаза замечают больших камышовых котов, поблизости все время слышны жуткие стоны и вздохи ревунов. День и ночь более сотни вагонеток размером с дом спускаются и поднимаются из шахт, пробитых в тропических джунглях на глубине 450 метров. Так ежесуточно перевозят 1 млн тонн ожелезненной породы. Огромные ее глыбы выгружают в щековые дробилки, которые перерабатывают их в железную руду.В Vale считают, что самый крупный ее клиент - Китай - расположен слишком уж далеко, без малого в 25 тыс. км. Доставка осуществляется морем, приходится огибать южную оконечность Африки, на что уходит 45 суток. Издержки растут, и для бразильцев эта проблема серьезнее, чем для их конкурентов из Австралии. Поэтому Роджер Агнелли стремится продавать больше руды в США, куда плыть всего неделю, или в Европу, что в двух неделях пути. "Китай - наш основной рынок, но он не очень нам подходит", - поясняет Тито Мартинс, первый заместитель Агнелли.Более того, Vale хотела бы, чтобы ее крупные клиенты запускали производство в Бразилии. И некоторые "тяжеловесы" уже согласились на это. ArcelorMittal из Люксембурга, немецкая ThyssenKrupp, южнокорейская Dongkuk планируют строительство сталелитейных заводов в Бразилии и собираются покупать руду у Vale. Даже шанхайская Baosteel не смогла устоять перед привлекательностью богатых бразильских ресурсов. Эта компания, крупнейший китайский сталепроизводитель, сооружает комбинат стоимостью $5 млрд в городе Витория на юго-востоке страны. В общем и целом Бразилия планирует к 2013 году практически удвоить объемы выработки стали, составляющие на сегодняшний день 34 млн тонн.Несмотря на растущее влияние Vale в мире, некоторые бразильцы опасаются, что из-за экспансии на мировые рынки "в загоне" будут операции внутри страны: "Vale должна заботиться о тылах, то есть о Бразилии", - подчеркивает лидер профсоюза рабочих Vale Новарк де Оливейра. А Тито Мартинс из Vale считает, что лучший способ гарантировать компании успех в будущем (и ведущую роль в Бразилии) - продолжать расширяться всеми возможными способами. По его словам, для процветания "нам нужны старые ресурсы, новые ресурсы, приобретения и органичный рост"

Комментарии

{Name}
{Date}
{Time}
{Text}
{Label:leaveComment}
{Label:nameLabel}
{Label:ratingLabel}
{Label:commentLabel}


Смотрите также: Новости портала, Новости индустрии, Новости компаний



MyMetal