28 марта
Поставить закладку Сделать стартовой О проекте Помощь Размещение рекламы на сайте
MyMetal.ru | весь металлургический рынок России
расширенный поиск

Кабельный рынок России и СНГ: надежды и опасения

Версия для печати

Дальнейшая концентрация производства, вхождение кабельных заводов в состав холдингов, в том числе холдингов цветной металлургии, рост зарубежных инвестиций. Таковы основные тенденции, происходившие в 2006 г. (и продолжающиеся в 2007­ ­­г.) на рынке кабельной продукции России и СНГ.

 

 

 

Кто собирает кабельные заводы

 

 

 

"Сегодня погоду на рынке делают в основном крупные производители, 7 крупнейших заводов России выпускают 75% продукции", – комментирует ситуацию Евгений Уваров, заместитель генерального директора ассоциации "Электрокабель", объединяющей около 90% производителей кабеля в России и странах СНГ. – Но курс на укрупнение берут не только производители кабельно-проводниковой продукции, но и крупнейшие поставщики цветных металлов, которые приходят к мысли об объединении всего производственного цикла. Ведь основными потребителями внутреннего рынка цветных металлов являются именно производители кабельно-проводниковой продукции. К примеру, общая емкость внутреннего российского рынка меди составляет немногим больше 300 тыс. тонн в год, при этом одни только предприятия, входящие в состав нашей ассоциации, переработали в 2006 году 237 тыс. тонн меди. Поэтому крупные собственники, такие, как Уральская горно-металлургическая компания или СУАЛ, уже владеющий четырьмя заводами по производству кабеля, стараются закрепить за собой и потребителей, и акции", такую же политику проводит ЗАО "Севкабель-Холдинг" (Санкт-Петербург), который приобрел в 2006 году акции двух кабельных заводов".

 

 

 

Хроника 2006-2007 гг.

 

 

 

Ноябрь 2006 года. Уральская горно-металлургическая компания, второй по величине производитель меди и цинка в России, приобрела 25% акций ОАО "Электрокабель" Кольчугинский завод", занимающего шестое место в Центральной и Восточной Европе по объемам производства кабельной продукции. "Электрокабель" представляет для УГМК интерес с точки зрения развития электротехнического комплекса, в качестве современного кабельного предприятия, оснащенного оборудованием лучших европейских фирм.

 

 

 

Таким образом, УГМК продолжает долгосрочную стратегию по консолидации активов на балансе головного ОАО и укрепления вертикально интегрированной структуры компании, отмечают участники рынка. В собственности УГМК уже находятся ЗАО "Сибкабель" (Томск) и завод "Уралкабель" (Екатеринбург).

 

 

 

В Белгороде состоялось открытие первой очереди завода "БелЮжкабель". Учредителями завода "БелЮжкабель" выступили ЗАО "Завод "Южкабель" (Харьков), ЗАО "Торговый дом "ВНИИКП" (Москва) и ООО "Торговый дом "Южкабель" (Белгород). Проектная мощность "БелЮжкабеля" — до 30 млн долл. в год, срок строительства — 3 года.

 

 

 

В новое производство инвестировано около 4 млн долл. Смонтировано и сдано в эксплуатацию волочильное, крутильное, отжиговое, экструзионное и испытательное оборудование и начат выпуск силовых кабелей, установочных проводов с медными токопроводящими жилами в пластмассовой изоляции.

 

 

 

Май 2006 г. Reka Cables Ltd и ЗАО "Торговый дом ВНИИКП" подписали контракт о покупке кабельного завода в Подольске (Московская область). Reka намерена провести серьезную модернизацию завода и значительно увеличить долю своего присутствия на кабельно-проводниковом рынке России.

 

 

 

Данное приобретение недвижимости в Подмосковье и будущие вложения в производство являются стратегическими инвестициями компании Reka Cables Ltd (подразделение финского концерна Reka) в российский рынок. Компания также планирует объединить деятельность своей новой производственной площадки в Подольске с существующими отделениями в Москве, Санкт-Петербурге и Выборге.

 

 

 

Кто диктует спрос

 

 

 

Чтобы убедиться в том, насколько заметен процесс концентрации производства на российском кабельном рынке, достаточно познакомиться с хроникой передела этого рынка за последние несколько лет, посмотреть, какие предприятия находятся в собственности его крупнейших участников.

 

 

 

Чтобы увидеть, какие виды кабельно-проводниковой продукции наиболее востребованы, стоит посмотреть номенклатуру ведущих производителей кабеля, последние сообщения с мест об открытии и расширении производств, о планах на 2007 и последующие годы.

 

 

 

Так, начиная с 2008 года ОАО "Иркутсккабель" намерено начать выпуск силовых кабелей и к 2010 г. довести их производство более чем до 7 тыс. км. Ожидается, что спрос на продукцию предприятия возрастет благодаря разработке Ковыктинского газоконденсатного месторождения, освоению золоторудного месторождения "Сухой Лог", строительству алюминиевого завода в Тайшете, прокладке нефтепровода "Восточная Сибирь -Тихий океан" (ВСТО).

 

 

 

ОАО "Саранский кабельный завод" планирует строительство нового цеха по выпуску силовых кабелей, востребованных большой энергетикой. Для оборудования нового производства будут привлекаться крупные банковские кредиты.

 

 

 

ОАО "Сибкабель" объявило о достигнутом в январе-2007 десятипроцентном увеличении объема продукции. В частности, объем производства силового гибкого кабеля составил 101,1% по сравнению с январем прошлого года, нефтепогружного кабеля – 131,5%, шахтного кабеля –150%, экскаваторного провода для подвижного состава – 174,4%, объем производства осветительных шнуров вырос в 4,7 раза.

 

 

 

Сегодня отечественная кабельная промышленность удовлетворяет потребности российского рынка по большинству позиций. В частности, кабельные заводы России и СНГ практически закрывают спрос на волоконно-оптический кабель, обмоточные провода, по самонесущим изолированным проводам. По данным, опубликованным некоммерческим партнерством "Роскабель" и ассоциацией "Электрокабель" еще в 2004 г., Россия импортирует в заметном объеме только коаксиальные кабели, кабели для компьютерных сетей передачи данных, высоковольтный силовой кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена. Последние несколько лет общий баланс импорта-экспорта кабельной и полупроводниковой продукции России улучшился, и общий объем импортных поставок на российский рынок находился в промежутке 13-15%. "Более-менее равновесный баланс в 2000-2001 гг. был связан не только с техническим перевооружением и расширением ассортимента кабельных производств, но и с ценовым преимуществом, которое получили отечественные производители после 1998 года, – поясняет Евгений Уваров. – Но рост цен на сырье, в том числе на цветные металлы, приводит к тому, что мы теряем преимущество в цене, потому что российские производители меди и алюминия ориентируются на котировки на Лондонской бирже металлов. В 2005 году отрицательное сальдо в торговле составило $191 млн. Как следствие, в минувшем году доля кабельных поставок на российский рынок пошла в рост и достигла 17-19%".

 

 

 

Что готовит вхождение в ВТО

 

 

 

Через несколько лет отношения российских производителей кабеля и их зарубежных конкурентов должны перейти в новую стадию. Это связано со вступлением в ВТО.

 

 

 

С одной стороны, вступление в ВТО открывает перед российскими кабельщиками внешний рынок. Впрочем, эта перспектива будет реальной в том случае, если за несколько лет переходного периода российские производители позаботятся о дальнейшей модернизации производств, снижении себестоимости продукции, а также о сертификации производства по международным стандартам. Одним из самых важных препятствий может стать именно неисполнение третьего условия: в частности, без наличия сертификата соответствия систем менеджмента качества международным стандартам серии ISO 9000 российский производитель может только мечтать о выходе на зарубежный рынок.

 

 

 

С другой стороны, вступление в ВТО означает обязательное снижение ввозных экспортных пошлин, которые должны уменьшиться за 3-4 года чуть ли не в полтора раза, отмечает Евгений Уваров, "в то время как раньше на уровне ставки российские производители были защищены". Средневзвешенная ввозная пошлина на кабельно-проводниковую продукцию по объему от импорта за 2005 год составляла 15%, а после окончания переходного периода, через 3-4 года, она снизится до 8-9%. Так что открытие рынка может стать и отрицательным, и положительным фактором, в зависимости от того, как подготовятся к нему отечественные производители. О чем сожалеют российские производители, так это о том, что завершающий этап переговоров о вступлении в ВТО происходил в закрытом режиме, без совещаний с представителями бизнеса, так что они могли только догадываться, какими будут окончательные условия.

 

 

 

Кабельщики намерены упорядочить рынок

 

 

 

В ближайшей перспективе российским производителям кабеля предстоит еще одна актуальная задача – определить отношения с предприятиями, выпускающими и продающими продукцию, мягко говоря, сомнительного качества. По-видимому, рост такого предложения связан как с процессом перехода от ГОСТов к системе добровольной сертификации, "размывающего" стандарты качества и контроль за ними, так и со сравнительно небольшой капиталоемкостью малого по масштабам выпуска кабельного производства, позволяющей таким небольшим предприятиям выйти на рынок с минимальными затратами. Конечно, производители низкокачественного кабеля не являются прямыми конкурентами крупных заводов по причине неравенства масштабов. Но они бросают тень на добросовестные предприятия, в том числе и на совершенно конкретные производства, тем более что на российском кабельном рынке присутствует и прямой контрафакт. Значит, чтобы бороться с недобросовестными конкурентами, российским представителям кабельного рынка предстоит с максимальной четкостью отсечь себя от них.

 

 

 

Не случайно летом 2006 года десять ведущих предприятий отечественной кабельной промышленности, члены ассоциации "Электрокабель", приняли решение об учреждении некоммерческой организации "Фонд поддержки программ развития предприятий кабельной промышленности". Одна из его ближайших задач - пересмотр действующих и разработка новых стандартов на кабели и провода, приведение их в соответствие с требованиями Международной электротехнической комиссии (МЭК). Таким образом, положительный результат должен работать и на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынке (см. изложенные выше рассуждения о ВТО), и на отделение "белых" производителей от "серых" и "черных", и на упорядочение правил, по которым работает рынок.



Смотрите также:Все статьи
Все статьи по этой теме
Статьи в формате RSS
Смотрите также по теме:Объявления с доски «Продажа»
Объявления с доски «Покупка»
Объявления с доски «Услуги»

Вход для компаний


Логин:
Пароль: Забыли?

Руководство по работе с порталом


MyMetal